Джейк Паунинг изготавливает мечи своими руками: кует, делает рукоятки, ножны и т.п. Более того, он раскрывает секреты своего мастерства в уроках и мастер-классах, один из которых — про вырезание плетеного орнамента на деревянной рукоятке меча.
Длина этой рукоятки — около 30 см. Для выполнения этого урока требуется карандаш, тонкий маркер, две плоские стамески — прямая и косая. Но можно обойтись и одним ножом (например косым ножом № 14-06) или ножом-косяком (К2) полукруглой стамеской, почти плоской (вроде стамески № 11).
Слева прямая стамеска, справа косая.
Миниатюрные стамески (справа) могут пригодиться, чтобы доделать резьбу в узких местах.
Сначала нужно разработать рисунок. Просмотрев книги с фотографиями и рисунками кельтских и скандинавских плетеных орнаментах в резьбе по дереву и камню, я попробовал придумать что-то подходящее для этой рукоятки. Все эти наброски нужны, поскольку, ломая над ними голову, удается наконец прийти к желаемому результату.
Определившись с орнаментом, я сделал карандашом черновой рисунок на рукоятке. Карандаш можно стереть, чтобы получить линии нужной ширины и более аккуратный рисунок.
*Примечание. Возможно, в данном случае лучше нарисовать рисунок хорошо на бумаге, а потом перевести его на дерево через кальку. Постоянно рисуя и стирая линии, можно сильно загрязнить дерево, особенно те части, которые не будут срезаны в ходе работы. Особенно это касается тех случаев, когда работа ведется по мягким породам. Кстати, для рукоятки меча лучше использовать твердые породы дерева, поскольку она должна быть прочной и выдерживать нагрузку.
Когда рисунок полностью готов, я обвожу ее «начисто» тонким маркером.
Очень важно поддерживать инструмент идеально острым. Я начинаю с заточки стамесок на бруске с наждачной бумагой с зерном 1500, а затем я немного полирую лезвие, чтобы добиться идеальной остроты.
*Примечание. Описанный способ подходит не для всех инструментов. Рекомендуем ознакомиться с видеуроками по правке инструмента и с мастер-классом по той же теме.
Я наношу на круг специальную полировальную пасту, чтобы уменьшить количество металла, снимаемого при полировке.
Если стамеска при плавном проведении близко к ногтю врезается в его поверхность, она достаточно острая.
Теперь косой стамеской (или ножом) прорезаю линии рисунка. Так я обозначаю контур элементов. Я прикладываю достаточное усилие. Кстати, этим летом прорезая линии, я не рассчитал силу и срезал кусочек указательного пальца. Поэтому всегда важно быть внимательным.
*Примечание. Новичкам в резьбе по дереву стоит ознакомиться со статьей про технику бехопасности перед тем, как вырезать по этому уроку.
Когда все линии прорезаны, я начинаю работать прямой стамеской. Нужно стараться вырезать элементы с закругленными краями, чтобы рукоятка казалась сплетенной из кожи. Также старайтесь сохранять одну глубину срезания и рельефа по всей длине. Но не нужно делать резьбу слишком глубокой, поскольку рукоятка должна быть не только красивой, но и функциональной, удобно и плотно лежать в ладони., конечно же, нельзя прорезать рукоятку насквозь или делать ее слишком тонкой в некоторых местах.
Когда часть элементов готова, я шлифую их наждачной бумагой с зерном 120. Это позволяет мне лучше представить окончательный вид и что-то подправить, доделать на данном этапе.
Я заметил, что колени на моих джинсах часто стираются, и все гадал, отчего. Оказывается, вырезая, я так увлекаюсь работой, что буквально склоняюсь над ней. Сам того не замечая, я сажусь на корточки и встаю на колени. Возможно, стоит обзавестись наколенниками...
Когда резьба закончена, я перехожу к отделке. Шлифую резьбу при помощи наждачной бумаги с зерном 120, потом перехожу к зерну 600 и заканчиваю наждачной бумагой с зерном 1500, чтобы добиться приятного блеска древесины.
Затем я покрываю дерево несколькими слоями «хорошего доброго» и проверенного льняного масла, банку которого я подогреваю в емкости с кипящей водой. Когда последний слой хорошо высох, я покрываю рукоятку слоем воска. Масло я наношу тонким слоем, чтобы абсолютно вес участки были им пропитаны, оставляю на час, а потом вытираю излишки. Я жду сутки перед нанесением следующего слоя. Масло и воск придают дереву приятный глянцевый цвет. Эту ручку я изготовил из клена, и отделка проявила его красивую текстуру.
Jake Powning
Длина этой рукоятки — около 30 см. Для выполнения этого урока требуется карандаш, тонкий маркер, две плоские стамески — прямая и косая. Но можно обойтись и одним ножом (например косым ножом № 14-06) или ножом-косяком (К2) полукруглой стамеской, почти плоской (вроде стамески № 11).
Слева прямая стамеска, справа косая.
Миниатюрные стамески (справа) могут пригодиться, чтобы доделать резьбу в узких местах.
Сначала нужно разработать рисунок. Просмотрев книги с фотографиями и рисунками кельтских и скандинавских плетеных орнаментах в резьбе по дереву и камню, я попробовал придумать что-то подходящее для этой рукоятки. Все эти наброски нужны, поскольку, ломая над ними голову, удается наконец прийти к желаемому результату.
Определившись с орнаментом, я сделал карандашом черновой рисунок на рукоятке. Карандаш можно стереть, чтобы получить линии нужной ширины и более аккуратный рисунок.
*Примечание. Возможно, в данном случае лучше нарисовать рисунок хорошо на бумаге, а потом перевести его на дерево через кальку. Постоянно рисуя и стирая линии, можно сильно загрязнить дерево, особенно те части, которые не будут срезаны в ходе работы. Особенно это касается тех случаев, когда работа ведется по мягким породам. Кстати, для рукоятки меча лучше использовать твердые породы дерева, поскольку она должна быть прочной и выдерживать нагрузку.
Когда рисунок полностью готов, я обвожу ее «начисто» тонким маркером.
Очень важно поддерживать инструмент идеально острым. Я начинаю с заточки стамесок на бруске с наждачной бумагой с зерном 1500, а затем я немного полирую лезвие, чтобы добиться идеальной остроты.
*Примечание. Описанный способ подходит не для всех инструментов. Рекомендуем ознакомиться с видеуроками по правке инструмента и с мастер-классом по той же теме.
Я наношу на круг специальную полировальную пасту, чтобы уменьшить количество металла, снимаемого при полировке.
Если стамеска при плавном проведении близко к ногтю врезается в его поверхность, она достаточно острая.
Теперь косой стамеской (или ножом) прорезаю линии рисунка. Так я обозначаю контур элементов. Я прикладываю достаточное усилие. Кстати, этим летом прорезая линии, я не рассчитал силу и срезал кусочек указательного пальца. Поэтому всегда важно быть внимательным.
*Примечание. Новичкам в резьбе по дереву стоит ознакомиться со статьей про технику бехопасности перед тем, как вырезать по этому уроку.
Когда все линии прорезаны, я начинаю работать прямой стамеской. Нужно стараться вырезать элементы с закругленными краями, чтобы рукоятка казалась сплетенной из кожи. Также старайтесь сохранять одну глубину срезания и рельефа по всей длине. Но не нужно делать резьбу слишком глубокой, поскольку рукоятка должна быть не только красивой, но и функциональной, удобно и плотно лежать в ладони., конечно же, нельзя прорезать рукоятку насквозь или делать ее слишком тонкой в некоторых местах.
Когда часть элементов готова, я шлифую их наждачной бумагой с зерном 120. Это позволяет мне лучше представить окончательный вид и что-то подправить, доделать на данном этапе.
Я заметил, что колени на моих джинсах часто стираются, и все гадал, отчего. Оказывается, вырезая, я так увлекаюсь работой, что буквально склоняюсь над ней. Сам того не замечая, я сажусь на корточки и встаю на колени. Возможно, стоит обзавестись наколенниками...
Когда резьба закончена, я перехожу к отделке. Шлифую резьбу при помощи наждачной бумаги с зерном 120, потом перехожу к зерну 600 и заканчиваю наждачной бумагой с зерном 1500, чтобы добиться приятного блеска древесины.
Затем я покрываю дерево несколькими слоями «хорошего доброго» и проверенного льняного масла, банку которого я подогреваю в емкости с кипящей водой. Когда последний слой хорошо высох, я покрываю рукоятку слоем воска. Масло я наношу тонким слоем, чтобы абсолютно вес участки были им пропитаны, оставляю на час, а потом вытираю излишки. Я жду сутки перед нанесением следующего слоя. Масло и воск придают дереву приятный глянцевый цвет. Эту ручку я изготовил из клена, и отделка проявила его красивую текстуру.
Jake Powning