Вопрос отделки резного изделия из дерева может стать головной болью для резчика, а уж для новичка в резьбе по дереву тем более. Хорошо, что есть опытные мастера, готовые делиться с «молодежью» своими секретами. Сегодня мы обратимся к опыту американского фотографа, художника и резчика Дениса Смолла (Denis Small). На его сайте опубликован мастер-класс по покраске деревянной скульптуры птицы с помощью кисти и аэрографа.
Денис расписывает скульптуру Плачущей горлицы. В качестве образца используйте фотографии настоящей горлицы и ориентируйтесь на цвет ее оперения.
Подготовьте деревянную форму. У Дениса она достаточно гладкая и ровная (поэтому есть относительна свобода в расписывании), только крыло слегка выделено в рельефе и глаз схематично вырезан. Покройте форму слоем грунтовки (не обязательно — по желанию).
Смешайте краски, чтобы получить «фоновый» цвет. Денис смешивает краску коричневого цвета (конкретно цвет Умбра) и белого цвета (цвет Гипса). Добавьте сначала немного коричневой краски и добавляйте ее по мере необходимости по чуть-чуть, каждый раз вымешивая однородный цвет, чтобы в итоге получить такой же цвет, как цвет головы горлицы. Денис предпочитает использовать на этом этапе достаточно густую краску, поскольку она сможет скрыть все неровности дерева, но при этом крыло и глаз не потеряются.
Покрываем форму полученной краской в два слоя при помощи кисти. После высыхания первого слоя при желании можно зачистить все неровности. Но можно оставить и так — эти неровности помогут в дальнейшем создать оперение. Еще можно, пока краска не высохла, с помощью кисточки и воды слегка размыть краску по заготовке, добиваясь однородного цвета и избавляясь от разводов.
На следующем этапе выделяем грудь горлицы. Для этого нам нужен более розовый оттенок. Чтобы получить его, в имеющуюся смесь (см. выше) добавим немного краски цвета Жженой умбры (красно-коричневый).
Здесь уже при помощи аэрографа и коричневой краски затемняем спинку (слегка) и выделяем крыло (снизу делаем его потемнее). Наносим краску плавно, ведя аэрограф по направлению от головы к хвосту. Если нужен цвет потемнее, наносим краску в несколько слоев. Если у вас недостаточно опыта работы с аэрографом, потренируйтесь на бумаге. Если у вас нет аэрографа, используйте кисточку.
Теперь, когда мы придали птице основные цвета, можно перейти к детализации. Используем аэрограф и трафарет для аэрографии (его можно вырезать из картона или бумаги). Сначала для крыла. Чем дальше вы держите трафарет от скульптуры, тем менее насыщенной по цвету будет окрашиваемая область. Чем ближе, тем, наоборот, насыщеннее. а этом этапе мы все еще делаем «общий» тон, то есть это не финальная дтализация. Не забудьте переворачивать трафарет, переходя к противоположной стороне (то есть к другому крылу).
Как сделать трафарет? Нарисуйте на нем крыло вашей горлицы (должно быть практически такого же размера, как крыло скульптуры). И, если части крыла должны быть окрашены по-разному, вырезайте эти зоны из трафарета. Возможно, вам понадобится несколько трафаретов для крыла или других частей окрашиваемой фигуры.
Здесь мы уже расписываем аэрографом хвост. Началась детализация. Используйте тот же цвет, который был на предыдущем этапе, но сделайте его светлее, добавив белой краски. Сделайте один трафарет для аэрографии длинного пера хвоста. Продвигайтесь от тельца к концу хвоста, формируя перо за пером. Оставляйте темные границы между перьями (темный цвет — с нижнего слоя) и раскрашивайте не все пространство трафарета, а ведите аэрограф по краю трафарета.
По такому же принципу расписываем аэрографом крылья. Сделайте трафарет для нескольких перышек разного размера.
Для спинки можно использовать тот же трафарет, что и для крыла (но лучше другой) и ту же краску Сверху на перышки нанесем полупрозрачный слой светло-коричневой краски (сепии). Краски должно быть меньше, чем вод). Наносить этот слой следует после того, как перья спинки высохнут.
Продолжаем наносить этот слой поверх всего белого оперенья крыльев и хвоста. Благодаря этому слою удается сделать перышки менее выделяющимися и оперение более однородным. Макушку окрашиваем при помощи циана (цвет морской волы) с добавлением сепии (светло-коричневого).
Вот и результат. Денис еще слегка покрыл голубоватым оттенком спинку горлицы и сделал голубоватые ободки вокруг глаз.
Денис расписывает скульптуру Плачущей горлицы. В качестве образца используйте фотографии настоящей горлицы и ориентируйтесь на цвет ее оперения.
Подготовьте деревянную форму. У Дениса она достаточно гладкая и ровная (поэтому есть относительна свобода в расписывании), только крыло слегка выделено в рельефе и глаз схематично вырезан. Покройте форму слоем грунтовки (не обязательно — по желанию).
Смешайте краски, чтобы получить «фоновый» цвет. Денис смешивает краску коричневого цвета (конкретно цвет Умбра) и белого цвета (цвет Гипса). Добавьте сначала немного коричневой краски и добавляйте ее по мере необходимости по чуть-чуть, каждый раз вымешивая однородный цвет, чтобы в итоге получить такой же цвет, как цвет головы горлицы. Денис предпочитает использовать на этом этапе достаточно густую краску, поскольку она сможет скрыть все неровности дерева, но при этом крыло и глаз не потеряются.
Покрываем форму полученной краской в два слоя при помощи кисти. После высыхания первого слоя при желании можно зачистить все неровности. Но можно оставить и так — эти неровности помогут в дальнейшем создать оперение. Еще можно, пока краска не высохла, с помощью кисточки и воды слегка размыть краску по заготовке, добиваясь однородного цвета и избавляясь от разводов.
На следующем этапе выделяем грудь горлицы. Для этого нам нужен более розовый оттенок. Чтобы получить его, в имеющуюся смесь (см. выше) добавим немного краски цвета Жженой умбры (красно-коричневый).
Здесь уже при помощи аэрографа и коричневой краски затемняем спинку (слегка) и выделяем крыло (снизу делаем его потемнее). Наносим краску плавно, ведя аэрограф по направлению от головы к хвосту. Если нужен цвет потемнее, наносим краску в несколько слоев. Если у вас недостаточно опыта работы с аэрографом, потренируйтесь на бумаге. Если у вас нет аэрографа, используйте кисточку.
Теперь, когда мы придали птице основные цвета, можно перейти к детализации. Используем аэрограф и трафарет для аэрографии (его можно вырезать из картона или бумаги). Сначала для крыла. Чем дальше вы держите трафарет от скульптуры, тем менее насыщенной по цвету будет окрашиваемая область. Чем ближе, тем, наоборот, насыщеннее. а этом этапе мы все еще делаем «общий» тон, то есть это не финальная дтализация. Не забудьте переворачивать трафарет, переходя к противоположной стороне (то есть к другому крылу).
Как сделать трафарет? Нарисуйте на нем крыло вашей горлицы (должно быть практически такого же размера, как крыло скульптуры). И, если части крыла должны быть окрашены по-разному, вырезайте эти зоны из трафарета. Возможно, вам понадобится несколько трафаретов для крыла или других частей окрашиваемой фигуры.
Здесь мы уже расписываем аэрографом хвост. Началась детализация. Используйте тот же цвет, который был на предыдущем этапе, но сделайте его светлее, добавив белой краски. Сделайте один трафарет для аэрографии длинного пера хвоста. Продвигайтесь от тельца к концу хвоста, формируя перо за пером. Оставляйте темные границы между перьями (темный цвет — с нижнего слоя) и раскрашивайте не все пространство трафарета, а ведите аэрограф по краю трафарета.
По такому же принципу расписываем аэрографом крылья. Сделайте трафарет для нескольких перышек разного размера.
Для спинки можно использовать тот же трафарет, что и для крыла (но лучше другой) и ту же краску Сверху на перышки нанесем полупрозрачный слой светло-коричневой краски (сепии). Краски должно быть меньше, чем вод). Наносить этот слой следует после того, как перья спинки высохнут.
Продолжаем наносить этот слой поверх всего белого оперенья крыльев и хвоста. Благодаря этому слою удается сделать перышки менее выделяющимися и оперение более однородным. Макушку окрашиваем при помощи циана (цвет морской волы) с добавлением сепии (светло-коричневого).
Вот и результат. Денис еще слегка покрыл голубоватым оттенком спинку горлицы и сделал голубоватые ободки вокруг глаз.