Придумав технологию резьбы «Татьянка», я начал искать, на чем бы ее реализовать. Самое первое изделие было вырезано на небольшом сосновом щите (30х80 см), причем очень сухом и старом, склеенном из дощечек. До этого он был полкой стеллажа, которую я нашел во дворе института Хаус Миньон в Гамбурге, где стажировался в качестве скульптора по дереву. Нарисовал я на щите глухаря, вокруг которого изобразил по определенной схеме что-то вроде травы, веток и листьев, и вырезал за несколько часов. Получилось все очень быстро, легко и выразительно, я был вполне доволен результатом.
Уже потом, в Москве, я перепробовал разные древесные породы: дуб, березу, ольху, сосну и липу. У каждой породы дерева свои физико-механические свойства, что весьма сильно влияет на резьбу. Чуть ли не под каждую породу надо не только перетачивать инструмент, но и подбирать рисунок, композицию.
В итоге остановил свой выбор на заготовках народных промыслов, которые традиционно применяют древесину липы. Приобрел на Измайловском вернисаже ряд шкатулок, привезенных из Нижегородской губернии, попробовал на них «Татьянку» и понял — это именно то, что надо. А поскольку хохломская роспись — промысел давний, то и материала в виде разного рода шкатулок, ваз, кубков, браслетов, тарелок, подносов и тому подобного будет в избытке. Традиционно эти деревянные заготовки очень хорошего качества.
Сейчас, по истечении почти 20 лет существования “Татьянки”, можно констатировать: самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба получается на липе. Весь инструмент, размеры изделий, все элементы резьбы, композиции в основе своей были рассчитаны именно на нее. Остановившись на липе, к другим породам дерева я уже обращался гораздо реже, только в силу необходимости выполнения заказов.
А вот липа меня просто покорила своей равномерной плотностью, малой усадкой, хорошей возможностью резания во всех направлениях, податливостью, пластичностью, не требовала она и больших усилий при резании. Древесина липы мягкая, легкая, светлая. Она хорошо раскалывается, пилится и строгается, быстро сохнет, мало коробится и усыхает.
Но не всякая липа годится для резьбы: например, плотность сердцевины намного меньше, чем на периферии (заболони), и лучше сердцевину (ядро) не применять. Надо отметить, что плотность древесины также сильно зависит от места и условий произрастания и возраста дерева. Очень плохи по упругости и плотности молодые деревья, едва достигающие в диаметре 15 см. Их для работы лучше не использовать. А вот зрелые деревья, особенно в возрасте 55-70 лет, очень крепкие, плотные, упругие. И чем тоньше и чаще идут годичные кольца, тем лучше это для резьбы.
У начинающих резчиков проблема, где найти материал, особенно липу, возникает сразу. Но потом оказывается, что не так уж это и сложно. Обычно везде, где работает пилорама, есть доски и из липы, куда-нибудь отложенные пильщиками. Липа хоть и не годится для строительства, тем не менее из нее делают разные мелкие поделки, ковши, рамки для ульев. Часто хранят ее про запас, для резьбы. Но ы последние же десятилетия гонят из липы вагонку, развелось множество мастерских, использующих именно липу, так что теперь приобрести ее гораздо легче.
Для резчика, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и без сучков. Хотя все зависит от применения, от того, что хочет сделать мастер, ну и от его таланта. Обыграть можно любой завиток или сучок. Мы, например, используем чистые доски или деревянные заготовки, поскольку режем, как на полотне бумажного листа, не учитывая рисунок текстуры дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом.
В Москву на продажу привозят уже готовые формы — «белье» — из разных областей. При покупке деревянных заготовок руководствуются внешним видом «болванки». Древесина должна быть здоровая, желтоватого цвета, плотная, без рытвин и трещин, без темно-серых и коричневых пятен, косослоя, свилеватости. Токарные изделия должны быть обязательно отполированные, но не шлифованные. Матово-белые изделия — это обычно признак плохой, невыдержанной древесины.
На рынках часто выдают осину или тополь за липу. Тут особенно нужно быть бдительным и иметь опыт.
Деревянные заготовки изделий обычно имеют при продаже очень хороший процент влажности и практически готовы для резьбы. Поэтому их лучше резать сразу (в течение трех дней), иначе они при хранении в комнате непременно пересохнут, и в дальнейшем работа с ними станет более трудоемкой. В крайнем случае, если вы купили заготовки впрок или хотите хранить, складировать доски, положите их на балкон, в сарай на стеллажи или на чердак.
Со временем вы постепенно выработаете собственные приемы заготовки древесины. Вполне возможно, что в будущем у вас появятся заказы и вы будете работать с разными породами деревьев. Но начните с одного вида древесины, освойте технологию выполнения резьбы на нем до профессионализма.
Нужно всегда помнить, что в природе нет одинаковых кусков дерева, отчего не бывает и одинаковых изделий, хотя весьма схожими они могут быть. Поэтому отношение к массиву древесины, из которого вы хотите сделать изделие, всегда должно быть предельно бережным и рационально-разумным. Нет плохой древесины, если только она не гнилая или резчик не знает, как ее использовать. Прямо скажем: необходимо быть глубокомысленно мудрым при работе с деревом, стараться виртуозно работать, добиваясь выразительности резьбы.
Автор статьи — Сасыков Шамиль. Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
Уже потом, в Москве, я перепробовал разные древесные породы: дуб, березу, ольху, сосну и липу. У каждой породы дерева свои физико-механические свойства, что весьма сильно влияет на резьбу. Чуть ли не под каждую породу надо не только перетачивать инструмент, но и подбирать рисунок, композицию.
В итоге остановил свой выбор на заготовках народных промыслов, которые традиционно применяют древесину липы. Приобрел на Измайловском вернисаже ряд шкатулок, привезенных из Нижегородской губернии, попробовал на них «Татьянку» и понял — это именно то, что надо. А поскольку хохломская роспись — промысел давний, то и материала в виде разного рода шкатулок, ваз, кубков, браслетов, тарелок, подносов и тому подобного будет в избытке. Традиционно эти деревянные заготовки очень хорошего качества.
Сейчас, по истечении почти 20 лет существования “Татьянки”, можно констатировать: самые сложные по технике и рисунку изделия, самая виртуозная и интересная резьба получается на липе. Весь инструмент, размеры изделий, все элементы резьбы, композиции в основе своей были рассчитаны именно на нее. Остановившись на липе, к другим породам дерева я уже обращался гораздо реже, только в силу необходимости выполнения заказов.
А вот липа меня просто покорила своей равномерной плотностью, малой усадкой, хорошей возможностью резания во всех направлениях, податливостью, пластичностью, не требовала она и больших усилий при резании. Древесина липы мягкая, легкая, светлая. Она хорошо раскалывается, пилится и строгается, быстро сохнет, мало коробится и усыхает.
Но не всякая липа годится для резьбы: например, плотность сердцевины намного меньше, чем на периферии (заболони), и лучше сердцевину (ядро) не применять. Надо отметить, что плотность древесины также сильно зависит от места и условий произрастания и возраста дерева. Очень плохи по упругости и плотности молодые деревья, едва достигающие в диаметре 15 см. Их для работы лучше не использовать. А вот зрелые деревья, особенно в возрасте 55-70 лет, очень крепкие, плотные, упругие. И чем тоньше и чаще идут годичные кольца, тем лучше это для резьбы.
У начинающих резчиков проблема, где найти материал, особенно липу, возникает сразу. Но потом оказывается, что не так уж это и сложно. Обычно везде, где работает пилорама, есть доски и из липы, куда-нибудь отложенные пильщиками. Липа хоть и не годится для строительства, тем не менее из нее делают разные мелкие поделки, ковши, рамки для ульев. Часто хранят ее про запас, для резьбы. Но ы последние же десятилетия гонят из липы вагонку, развелось множество мастерских, использующих именно липу, так что теперь приобрести ее гораздо легче.
Для резчика, в принципе, годится любая древесина, но только гладкая, ровная, без пороков и без сучков. Хотя все зависит от применения, от того, что хочет сделать мастер, ну и от его таланта. Обыграть можно любой завиток или сучок. Мы, например, используем чистые доски или деревянные заготовки, поскольку режем, как на полотне бумажного листа, не учитывая рисунок текстуры дерева, а композицию развиваем, руководствуясь лишь техникой резьбы и замыслом.
В Москву на продажу привозят уже готовые формы — «белье» — из разных областей. При покупке деревянных заготовок руководствуются внешним видом «болванки». Древесина должна быть здоровая, желтоватого цвета, плотная, без рытвин и трещин, без темно-серых и коричневых пятен, косослоя, свилеватости. Токарные изделия должны быть обязательно отполированные, но не шлифованные. Матово-белые изделия — это обычно признак плохой, невыдержанной древесины.
На рынках часто выдают осину или тополь за липу. Тут особенно нужно быть бдительным и иметь опыт.
Деревянные заготовки изделий обычно имеют при продаже очень хороший процент влажности и практически готовы для резьбы. Поэтому их лучше резать сразу (в течение трех дней), иначе они при хранении в комнате непременно пересохнут, и в дальнейшем работа с ними станет более трудоемкой. В крайнем случае, если вы купили заготовки впрок или хотите хранить, складировать доски, положите их на балкон, в сарай на стеллажи или на чердак.
Со временем вы постепенно выработаете собственные приемы заготовки древесины. Вполне возможно, что в будущем у вас появятся заказы и вы будете работать с разными породами деревьев. Но начните с одного вида древесины, освойте технологию выполнения резьбы на нем до профессионализма.
Нужно всегда помнить, что в природе нет одинаковых кусков дерева, отчего не бывает и одинаковых изделий, хотя весьма схожими они могут быть. Поэтому отношение к массиву древесины, из которого вы хотите сделать изделие, всегда должно быть предельно бережным и рационально-разумным. Нет плохой древесины, если только она не гнилая или резчик не знает, как ее использовать. Прямо скажем: необходимо быть глубокомысленно мудрым при работе с деревом, стараться виртуозно работать, добиваясь выразительности резьбы.
Автор статьи — Сасыков Шамиль. Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"