Эти рекомендации предназначены в первую очередь для начинающих в резьбе по дереву, которые хотят попробовать свои силы в вырезании мелкой скульптуры. Практически всех новичков волнует вопрос безопасности: инструмент-то острый, а руки еще не умеют виртуозно обращаться с ним, что ведет к порезам и травмам, а первый неудачный опыт может отбить всю охоту к резьбе.
В резьбе по дереву «Татьянка», например, существует ряд обязательных требований техники безопасности относительно выполнения резьбы, и самое главное из них – резьба должна выполняться двумя руками, когда одна рука ведет инструмент, а вторая направляет его, при этом на пути у инструмента не должно быть рук и пальцев, чтобы, если вдруг инструмент сорвется, ничего не повредить. Соблюдая это требование, порезаться нельзя.
В этом плане вырезание мелкой скульптуры травмоопаснее, поскольку в большинстве случаев одна рука держит и поворачивает заготовку (а таже помогает в направлении инструмента), а вторая управляет инструментом, сама резьба выполняется на весу и делается достаточно быстро, при этом обе руки периодически попадают в «поле доступности» инструмента — вероятность пореза будет велика, если нож сорвется.
Вообще, что можно назвать мелкой скульптурой? Точного определения нет, но часто так называют небольшие фигурки, которые умещаются в руке или вырезаются преимущественно на весу с использованием одного или нескольких ножей (для создания основной формы и деталей, а мелкие детальки могут доделываться с помощью стамесок). Для сравнения, крупная скульптура требует фиксации – одной рукой на весу ее не удержишь. И форма обычно создается с помощью стамесок, часто в ударной технике (используют киянку). Но, опять-таки, такое деление условное.
Поэтому новичкам (и не только им) есть смысл защитить руки: руку, держащую заготовку, перчаткой, а большой и указательный пальцы руки, которая управляет инструментом, пластырем или чем-то вроде тканевого наперстка. В России очень мало кто работает в перчатках, те же богородские резчики, например, обходятся без них. Вот для примера несколько фотографий с выставки «Ладья 2009».
Но в США их активно используют, возможно, потому, что там очень развита мелкая деревянная скульптура в среде резчиков-любителей, а также курсы по вырезанию такой скульптуры, где люди, прежде никогда не державшие инструмент и не имеющие должной сноровки, на первом же занятии вырезают какого-нибудь мужичка. Особенно важна безопасность работы во время занятий с детьми.
Можно использовать практически любую перчатку, лучше рабочую, кожаную, которую инструмент не прорежет, но которая при этом не испортит лезвия.
В коллекции нашего музея есть, например, металлическая перчатка мясника. Штука тяжелая и неудобная, но некоторые ее тоже используют при выполнении резьбы.
Рекомендуем использовать вот такую перчатку. Она стоит рублей 10, зато пальцы будут в сохранности :)
В США продаются специальные наборы для новичков, в которых уже есть заготовка, инструмент, памятка по выполнению проекта и перчатка.
Резы выполняются либо от себя, либо на себя, причем в первом случае нередко рез ведется прямо на указательный палец, а во втором – на большой. В общем, именно эти два пальца руки, ведущей инструмент, чаще всего подвергаются опасности. Их и у нас, и в США защищают, например, обматывая пластырем. Дешево и относительно безопасно.
Кто-то делает специальные «наперстки» из кожи или из обрезанных пальцев перчатки. В любом случае, эти пальцы лучше защитить, особенно начинающим резчикам. Также иногда дополнительно защищают большой палец руки, которая удерживает заготовку, поскольку часто резы ведут на него.
Перчатки пригодятся не только при выполнении мелкой скульптуры или ложек, но даже при создании рельефа, когда вторая рука может оказаться на пути инструмента, но при этом от нее не требуется «чувствительности». Так, в случае выполнения «Татьянки», вторая рука направляет инструмент, а из-за перчатки пальцы могут соскользнуть с полотна и будут фиксировать инструмент не так надежно, тем более, как уже было сказано, техника безопасности и так защищает руки от порезов. А в крупной скульптуре одна рука держит и направляет стамеску, а вторая управляет киянкой (или же обе руки управляют одной стамеской), в общем, из-за перчатки точность работы ухудшится.
В резьбе по дереву «Татьянка», например, существует ряд обязательных требований техники безопасности относительно выполнения резьбы, и самое главное из них – резьба должна выполняться двумя руками, когда одна рука ведет инструмент, а вторая направляет его, при этом на пути у инструмента не должно быть рук и пальцев, чтобы, если вдруг инструмент сорвется, ничего не повредить. Соблюдая это требование, порезаться нельзя.
В этом плане вырезание мелкой скульптуры травмоопаснее, поскольку в большинстве случаев одна рука держит и поворачивает заготовку (а таже помогает в направлении инструмента), а вторая управляет инструментом, сама резьба выполняется на весу и делается достаточно быстро, при этом обе руки периодически попадают в «поле доступности» инструмента — вероятность пореза будет велика, если нож сорвется.
Вообще, что можно назвать мелкой скульптурой? Точного определения нет, но часто так называют небольшие фигурки, которые умещаются в руке или вырезаются преимущественно на весу с использованием одного или нескольких ножей (для создания основной формы и деталей, а мелкие детальки могут доделываться с помощью стамесок). Для сравнения, крупная скульптура требует фиксации – одной рукой на весу ее не удержишь. И форма обычно создается с помощью стамесок, часто в ударной технике (используют киянку). Но, опять-таки, такое деление условное.
Поэтому новичкам (и не только им) есть смысл защитить руки: руку, держащую заготовку, перчаткой, а большой и указательный пальцы руки, которая управляет инструментом, пластырем или чем-то вроде тканевого наперстка. В России очень мало кто работает в перчатках, те же богородские резчики, например, обходятся без них. Вот для примера несколько фотографий с выставки «Ладья 2009».
Но в США их активно используют, возможно, потому, что там очень развита мелкая деревянная скульптура в среде резчиков-любителей, а также курсы по вырезанию такой скульптуры, где люди, прежде никогда не державшие инструмент и не имеющие должной сноровки, на первом же занятии вырезают какого-нибудь мужичка. Особенно важна безопасность работы во время занятий с детьми.
Можно использовать практически любую перчатку, лучше рабочую, кожаную, которую инструмент не прорежет, но которая при этом не испортит лезвия.
В коллекции нашего музея есть, например, металлическая перчатка мясника. Штука тяжелая и неудобная, но некоторые ее тоже используют при выполнении резьбы.
Рекомендуем использовать вот такую перчатку. Она стоит рублей 10, зато пальцы будут в сохранности :)
В США продаются специальные наборы для новичков, в которых уже есть заготовка, инструмент, памятка по выполнению проекта и перчатка.
Резы выполняются либо от себя, либо на себя, причем в первом случае нередко рез ведется прямо на указательный палец, а во втором – на большой. В общем, именно эти два пальца руки, ведущей инструмент, чаще всего подвергаются опасности. Их и у нас, и в США защищают, например, обматывая пластырем. Дешево и относительно безопасно.
Кто-то делает специальные «наперстки» из кожи или из обрезанных пальцев перчатки. В любом случае, эти пальцы лучше защитить, особенно начинающим резчикам. Также иногда дополнительно защищают большой палец руки, которая удерживает заготовку, поскольку часто резы ведут на него.
Перчатки пригодятся не только при выполнении мелкой скульптуры или ложек, но даже при создании рельефа, когда вторая рука может оказаться на пути инструмента, но при этом от нее не требуется «чувствительности». Так, в случае выполнения «Татьянки», вторая рука направляет инструмент, а из-за перчатки пальцы могут соскользнуть с полотна и будут фиксировать инструмент не так надежно, тем более, как уже было сказано, техника безопасности и так защищает руки от порезов. А в крупной скульптуре одна рука держит и направляет стамеску, а вторая управляет киянкой (или же обе руки управляют одной стамеской), в общем, из-за перчатки точность работы ухудшится.