На американцев смотришь — сердце радуется. Что ни делают, все масштабно. Если кино, то Голливуд — мощнейшее производство фильмов, большинство которых однотипные, с предсказуемым сюжетом, но встречаются и шедевры кинематографа. Прагматичность, достигшая уровня гениальности! С таким же размахом подошли американцы и к резьбе, создав целую индустрию с вернисажами, семинарами, конференциями, ярмарками и различными шоу.
Существует обширнейшая сеть клубов (как минимум по одному в каждом штате, а их, напомним, 50) со специфическими названиями: Сухие Бревна Тростеля, Горные резчики по дереву, Лесной Рынок и др. Объединяются все эти клубы в Ассоциацию резчиков по дереву, устраивающую различные мероприятия в масштабах всей страны и мира, выпускающую толстый журнал СНIP СНATS, который по форме и содержанию больше похож на информационный бюллетень.
Подавляющее большинство статей в журнале — о людях, занимающихся резьбой, причем не обязательно о величинах в мире резьбы. Совсем не обязательно. Иными словами, резьба — ценность не сама по себе, а как точка приложения творческих способностей и сил человека. Такова особенность преподнесения материала в американских средствах массовой информации: рассказывают не столько об изделиях и результатах работы конкретного человека, сколько о том, как он смог самореализоваться и развиться, преодолевая всевозможные трудности. Все общество принимает участие в формировании культа девиза «Сделай себя сам». И журнал Американской Ассоциации резчиков по дереву не исключение. Для него типичен, например, рассказ о 3-х поколениях резчиков по дереву семьи Вейкфилдов. Сесил Вэйкфилд из Феникса, штат Аризона, сделал себе имя в мире резчиков по дереву: со своими работами он не раз побеждал в местных, национальных и международных конкурсах. Также Сесил увлекается живописью, которой научился самостоятельно: рисует маслом, пастелью, графитом, акварелью. Но предпочтение и по сей день он отдает резьбе по дереву. Сесил учил своего сына Роберта резать по дереву с раннего возраста. Занятия не прошли даром: Роберт всерьез занялся резьбой и добился успеха, продавая свои работы и выставляя их не только на местных, но и на международных конкурсах. Со временем подросло и третье поколение Вэйкфилдов — Робби, сын Роберта. Он тоже проявил недюжинный интерес к искусству: вырезает из дерева, хорошо рисует. Талантливый шестнадцатилетний парень, у которого многое впереди и пока есть время для выбора карьеры. Что тут скажешь?! Можно только порадоваться за них и погоревать, что у нас тоже когда-то были династии резчиков, были, да сплыли. Но не будем о грустном… Что касается самой резьбы у американцев, то, в основном, они делают скульптуру, скульптуру и еще раз скульптуру, причем идут по пути создания точных копий. В передаче деталей доходят до фанатизма! Очень меня занимает их отношение к отображению всевозможных перышек, жилочек, травинок, чешуи, шерсти — настолько скрупулезно и точно все вырезают! Наверное, занимает это массу времени. Образцами служат, конечно же, фотографии. Фотоаппараты у американцев хорошие, фотографии отличного качества, так что дело только за правильным их подбором. Требуются четкие снимки, где зверь или птица запечатлены в наиболее выразительном и нужном резчику положении. Можно сказать, что резьба сводится к одному: кто лучше вырежет по фотографии, тот и молодец. Поэтому много, очень много монотонности.
Многие скульптуры можно принять за чучела. Подчас чрезмерная точность и стремление создать копию из дерева наносит ущерб пластике, скрытой динамике — нет той образности, эмоциональности, присущей работам наших художников-анималистов. Какое-то однообразие и скованность чувствуется в скульптурах американских резчиков… Фантазии, свободы в изъявлении чувств, что ли, не хватает? Просматривая огромное количество фотографий в журнале СНIP СНATS, я постепенно преисполнился гордостью за наших скульпторов, резчиков.
Например, статья Дэвида Б. Гамильтона описывает не только организацию одной из многих ежегодных выставок, но и работы, представленные на конкурс: «Резчики по дереву штата Северное Колорадо провели очередную вы ставку в Центре Линкольна, который находится в Форте Коллинс, г. Соло. На 18 столах было выставлено 596 резных работ, 111 из них пользовались наибольшим успехом. За первое, второе и третье место в каждой из 25-ти категорий участникам конкурса вручались памятные знаки. А победители в номинациях „Лучшему на выставке“, „Выбор резчика“, „Выбор президента“ и „Выбор зрителей“ награждались также специальными выгравированными дощечками...» Далее в статье следует подробный список призеров и номинаций. Мы перечислим лишь сами категории, в которых определялись лучшие изделия. Животные (Реалистичные, Стилизованные), Птицы (Стилизованные, Хищные, Певчие, Береговые/болотные, Горная дичь, Водяная сова), Рыбы (Реалистичные, I Стилизованные), Люди (Реалистичные, Стилизованные, Символизм, Изображение Качина — индейского духа, Карикатуры, Смешанные карикатуры), Выжигание, Роспись, Выемчатая резьба, Миниатюры, Безделушки, Плоскорельефные работы, Санта Клаусы, Духи Дерева.
Наверное, склонность американцев к работам подобного плана можно объяснить их расчетом на покупателя: качество отделки тогда становится чуть ли не главным критерием оценки изделия и мастерства резчика. По манере резьбы, стилю отличить работы одного художника от другого довольно трудно, разве только по изображаемому объекту: кто-то специализируется на бабочках, кто-то на птицах, на цветах и т. д. А так, подход ко всему одинаковый! Возможно, что это их средний уровень, столь заметный в пределах одной страны и при столь развитой индустрии резьбы. Не исключено, что при таких условиях и в нашей стране был бы такой же «средний уровень». Но так как наших резчиков-анималистов немного, почти все они обладают индивидуальной манерой резьбы, на виду только талантливые. Певчие птицы, как говорится, стаями не летают. Поэтому «очень много» не всегда означает «очень хорошо». Но это разговор особый. Сотни и сотни тысяч американцев благодаря столь развитой индустрии резьбы обрели отдушину, способ самоутверждения и самовыражения, и еще это вопрос, что важнее. Возможно, их резьба монотонна и скучновата потому, что они уже исчерпали привычные, традиционные ее направления и сейчас стоят на пороге перемен, какого-то качественного скачка. Они, кстати, приехав в наш Центр, из клуба The Enchented Forest, были шокированы резьбой «Татьянка». Если они, допустим, начнут «прививать» ее у себя, то резчики Америки получат новое дыхание и безграничные возможности. Выставки будут на порядок художественнее нынешних. И я не удивлюсь, если именно в Америке наша «Татьянка» получит массовое распространение. Их индустрия резьбы — мощная «система кровообращения», а наша технология — свежая кровь, которая тут же разнесется по всей стране. Вот еще почему американцы в авангарде резьбы: клерки и менеджеры работают, как заведенные, кругом мир машин, но человек, уходя от природы, должен находить нечто, что бы его в этот мир возвращало, напоминало о гармонии, красоте, помогало расслабиться и отдохнуть. Нечто не прямолинейное, не штампованное. И американцы первыми ощутили это: резьба у них не столько заработок, сколько средство самосохранения. Они поняли, что против фабричного производства может устоять только ручной труд, который будет приобретать все большее значение: в него вкладывается тепло, душа, личность человека. Американцы — пример того, что будет.
При работе над статьей были использованы материалы журнала СНIР СНАТS. Статья опубликована в журнале «Художественная резьба по дереву „Татьянка“(фото в журнале другие)
Существует обширнейшая сеть клубов (как минимум по одному в каждом штате, а их, напомним, 50) со специфическими названиями: Сухие Бревна Тростеля, Горные резчики по дереву, Лесной Рынок и др. Объединяются все эти клубы в Ассоциацию резчиков по дереву, устраивающую различные мероприятия в масштабах всей страны и мира, выпускающую толстый журнал СНIP СНATS, который по форме и содержанию больше похож на информационный бюллетень.
Подавляющее большинство статей в журнале — о людях, занимающихся резьбой, причем не обязательно о величинах в мире резьбы. Совсем не обязательно. Иными словами, резьба — ценность не сама по себе, а как точка приложения творческих способностей и сил человека. Такова особенность преподнесения материала в американских средствах массовой информации: рассказывают не столько об изделиях и результатах работы конкретного человека, сколько о том, как он смог самореализоваться и развиться, преодолевая всевозможные трудности. Все общество принимает участие в формировании культа девиза «Сделай себя сам». И журнал Американской Ассоциации резчиков по дереву не исключение. Для него типичен, например, рассказ о 3-х поколениях резчиков по дереву семьи Вейкфилдов. Сесил Вэйкфилд из Феникса, штат Аризона, сделал себе имя в мире резчиков по дереву: со своими работами он не раз побеждал в местных, национальных и международных конкурсах. Также Сесил увлекается живописью, которой научился самостоятельно: рисует маслом, пастелью, графитом, акварелью. Но предпочтение и по сей день он отдает резьбе по дереву. Сесил учил своего сына Роберта резать по дереву с раннего возраста. Занятия не прошли даром: Роберт всерьез занялся резьбой и добился успеха, продавая свои работы и выставляя их не только на местных, но и на международных конкурсах. Со временем подросло и третье поколение Вэйкфилдов — Робби, сын Роберта. Он тоже проявил недюжинный интерес к искусству: вырезает из дерева, хорошо рисует. Талантливый шестнадцатилетний парень, у которого многое впереди и пока есть время для выбора карьеры. Что тут скажешь?! Можно только порадоваться за них и погоревать, что у нас тоже когда-то были династии резчиков, были, да сплыли. Но не будем о грустном… Что касается самой резьбы у американцев, то, в основном, они делают скульптуру, скульптуру и еще раз скульптуру, причем идут по пути создания точных копий. В передаче деталей доходят до фанатизма! Очень меня занимает их отношение к отображению всевозможных перышек, жилочек, травинок, чешуи, шерсти — настолько скрупулезно и точно все вырезают! Наверное, занимает это массу времени. Образцами служат, конечно же, фотографии. Фотоаппараты у американцев хорошие, фотографии отличного качества, так что дело только за правильным их подбором. Требуются четкие снимки, где зверь или птица запечатлены в наиболее выразительном и нужном резчику положении. Можно сказать, что резьба сводится к одному: кто лучше вырежет по фотографии, тот и молодец. Поэтому много, очень много монотонности.
Многие скульптуры можно принять за чучела. Подчас чрезмерная точность и стремление создать копию из дерева наносит ущерб пластике, скрытой динамике — нет той образности, эмоциональности, присущей работам наших художников-анималистов. Какое-то однообразие и скованность чувствуется в скульптурах американских резчиков… Фантазии, свободы в изъявлении чувств, что ли, не хватает? Просматривая огромное количество фотографий в журнале СНIP СНATS, я постепенно преисполнился гордостью за наших скульпторов, резчиков.
Например, статья Дэвида Б. Гамильтона описывает не только организацию одной из многих ежегодных выставок, но и работы, представленные на конкурс: «Резчики по дереву штата Северное Колорадо провели очередную вы ставку в Центре Линкольна, который находится в Форте Коллинс, г. Соло. На 18 столах было выставлено 596 резных работ, 111 из них пользовались наибольшим успехом. За первое, второе и третье место в каждой из 25-ти категорий участникам конкурса вручались памятные знаки. А победители в номинациях „Лучшему на выставке“, „Выбор резчика“, „Выбор президента“ и „Выбор зрителей“ награждались также специальными выгравированными дощечками...» Далее в статье следует подробный список призеров и номинаций. Мы перечислим лишь сами категории, в которых определялись лучшие изделия. Животные (Реалистичные, Стилизованные), Птицы (Стилизованные, Хищные, Певчие, Береговые/болотные, Горная дичь, Водяная сова), Рыбы (Реалистичные, I Стилизованные), Люди (Реалистичные, Стилизованные, Символизм, Изображение Качина — индейского духа, Карикатуры, Смешанные карикатуры), Выжигание, Роспись, Выемчатая резьба, Миниатюры, Безделушки, Плоскорельефные работы, Санта Клаусы, Духи Дерева.
Наверное, склонность американцев к работам подобного плана можно объяснить их расчетом на покупателя: качество отделки тогда становится чуть ли не главным критерием оценки изделия и мастерства резчика. По манере резьбы, стилю отличить работы одного художника от другого довольно трудно, разве только по изображаемому объекту: кто-то специализируется на бабочках, кто-то на птицах, на цветах и т. д. А так, подход ко всему одинаковый! Возможно, что это их средний уровень, столь заметный в пределах одной страны и при столь развитой индустрии резьбы. Не исключено, что при таких условиях и в нашей стране был бы такой же «средний уровень». Но так как наших резчиков-анималистов немного, почти все они обладают индивидуальной манерой резьбы, на виду только талантливые. Певчие птицы, как говорится, стаями не летают. Поэтому «очень много» не всегда означает «очень хорошо». Но это разговор особый. Сотни и сотни тысяч американцев благодаря столь развитой индустрии резьбы обрели отдушину, способ самоутверждения и самовыражения, и еще это вопрос, что важнее. Возможно, их резьба монотонна и скучновата потому, что они уже исчерпали привычные, традиционные ее направления и сейчас стоят на пороге перемен, какого-то качественного скачка. Они, кстати, приехав в наш Центр, из клуба The Enchented Forest, были шокированы резьбой «Татьянка». Если они, допустим, начнут «прививать» ее у себя, то резчики Америки получат новое дыхание и безграничные возможности. Выставки будут на порядок художественнее нынешних. И я не удивлюсь, если именно в Америке наша «Татьянка» получит массовое распространение. Их индустрия резьбы — мощная «система кровообращения», а наша технология — свежая кровь, которая тут же разнесется по всей стране. Вот еще почему американцы в авангарде резьбы: клерки и менеджеры работают, как заведенные, кругом мир машин, но человек, уходя от природы, должен находить нечто, что бы его в этот мир возвращало, напоминало о гармонии, красоте, помогало расслабиться и отдохнуть. Нечто не прямолинейное, не штампованное. И американцы первыми ощутили это: резьба у них не столько заработок, сколько средство самосохранения. Они поняли, что против фабричного производства может устоять только ручной труд, который будет приобретать все большее значение: в него вкладывается тепло, душа, личность человека. Американцы — пример того, что будет.
При работе над статьей были использованы материалы журнала СНIР СНАТS. Статья опубликована в журнале «Художественная резьба по дереву „Татьянка“(фото в журнале другие)