Многим резчикам и специалистам по дереву, наверное, интересно узнать, как обстоят дела с резьбой по дереву там, за рубежом, поэтому я решил сделать небольшой обзор на эту тему. Начну с японских резчиков медведей. В Японии есть небольшая народность — ainu. Эти коренные жители сохранили традиционный способ вырезания медведей, передавая технологию по семейным каналам. Ainu верят в дух медведя, поэтому медведь — основной объект их резьбы.
Режут ainu своих медведей из местного подвида липы, причем, чтобы дерево легче резалось, предпочитают всегда держать его в бочках с водой. Неизбежные трещины на дереве со временем почти все исчезают, на фотографиях, по крайней мере, их не видно. Интересна поза, в которой ainu режут: резчик сидит перед упором на полу, подвернув под себя одну ногу, второй ногой, а также левой рукой удерживает заготовку, прижимая ее к полу и к упору. Работают ainu держа инструмент в правой руке (иногда придерживают его левой) и режут заготовку навылет. Примерно вот таким же образом режут и новгородские мастера. Вот в такой немыслимой для европейца позе сидят ainu, согнувшись в три погибели, и вырезают. И довольно неплохо, — как художники, а не просто как ремесленники. Все говорит о прекрасном знании ainu не только формы медведя, но и образа его жизни и поведения: позы и пропорции резных медведей, разная отделка их шерсти (мокрая шерсть имитируется длинными ориентированными порезками, сухая пушистая — очень мелкими короткими срезами с учетом естественного woodcarving резьба по деревунаправления их роста). Ainu свои изделия продают и довольно дорого. В Японии про этих резчиков знают все*. В России медведей в лесах полно, поэтому неудивительно, что они являются персонажами фольклора и объектами декоративно-прикладного искусства. Например, здорово режут игрушечных медведей богородские резчики. Однако этого мало. Я думаю, что неплохо бы вырезать медведей в естественном виде. Но это был бы другой центр, а пока посмотрите на медведей ainu. Перенесемся из Японии в Италию. Тот, кто был в этой стране или смотрел по телевизору передачи о ней, возможно, знает, что скульптур, разных работ из дерева там много. На севере Италии особняком в городе Ortisei развита местная оригинальная традиционная резьба по дереву, корни которой насчитывают 300 лет. Техника резьбы передается из поколения в поколение, и в настоящее время этим ремеслом занимается несколько сотен местных жителей. Работают резчики только вручную, вырезая скульптуры людей и животных как в готическом, так и в современном стиле (модерн). Лучшие мастера создали объединение UNIKA, помогающее им успешнее представлять и реализовывать свои работы, в которых гармонично соединяются особенности традиционного и современного искусства (фото 3). Но наибольшее впечатление на меня произвел размах, которого достигла индустрия резьбы по дереву в США. В этой стране легко приобрести любое необходимое дерево и инструменты, выпущено множество видеокурсов и книг по разным аспектам резьбы, даже создана целая система подготовки в этой области: есть простые резчики и мастера, а также инструкторы, которые, представьте только, гастролируя, дают уроки и семинары по всей стране. Одни резчики работают самостоятельно, другие вступают в объединения. Существуют очень серьезные клубы, членство в которых может стоить около 1000 $. Клубы различаются по виду резьбы (рельефная и др.) и изображаемого объекта (птички, трости, карикатуры, подарки к Рождеству и т.п.).
Многие резчики зачастую всю жизнь занимаются, к примеру, только птичками или розами, в совершенстве постигая анатомию выбранного объекта и добиваясь путем многократных тренировок потрясающих результатов в точном выполнении каждого элемента. Изделия иногда настолько натуралистично выглядят, что похожи просто на чучела, изготовленные таксидермистами (фото 4). Клубы входят в региональные ассоциации, как, например, «Тhе Еаstеrn Оklаhоmа Wооdcаrvеrs Аssосiаtiоn». Ассоциации устраивают встречи по обмену опытом резчиков, приглашая специалистов со всей страны и из-за рубежа. Региональные ассоциации объединяются в общенациональную организацию резчиков «Тhе Nаtiоnаl Wооd Саrvеr Аssосiаtiоn» (NWCA), которая проводит международные выставки, издает свой журнал «Сhiр Сhаts». Представитель этого журнала Becky Blackley приезжала в наш центр и призналась, что это будущее резьбы в Америке. Но как ни парадоксально, при всей развитости индустрии резьбы по дереву в Америке резные работы в массе своей, судя по материалам журнала «Сhiр Сhаts», производят впечатление любительских. Те же больные места, что и у нас. Зачастую в этих изделиях нет понимания композиции, динамики, образа жизни животного. «Все посещают классы резьбы, но мало кто ходит на уроки рисования и композиции», — так написал в своей статье Mike Nelson, один из обозревателей журнала «Сhiр Сhаts». Аналогий с нашей «Татьянкой» в Америке нет совершенно, и мы тут для них недосягаемы. *Примечание. К народным промыслам в Японии, в отличие от России, относятся просто трепетно. В Токио есть целая улица резчиков по дереву, развито производство очень хорошего инструмента, можно достичь самого лучшего. Кстати, работы ainu стоят там очень дорого. При работе над статьей были использованы материалы журнала «СНIP СНАТS».
Статья опубликована в журнале «Художественная резьба по дереву „Татьянка“ (фото в журнале другие)
Режут ainu своих медведей из местного подвида липы, причем, чтобы дерево легче резалось, предпочитают всегда держать его в бочках с водой. Неизбежные трещины на дереве со временем почти все исчезают, на фотографиях, по крайней мере, их не видно. Интересна поза, в которой ainu режут: резчик сидит перед упором на полу, подвернув под себя одну ногу, второй ногой, а также левой рукой удерживает заготовку, прижимая ее к полу и к упору. Работают ainu держа инструмент в правой руке (иногда придерживают его левой) и режут заготовку навылет. Примерно вот таким же образом режут и новгородские мастера. Вот в такой немыслимой для европейца позе сидят ainu, согнувшись в три погибели, и вырезают. И довольно неплохо, — как художники, а не просто как ремесленники. Все говорит о прекрасном знании ainu не только формы медведя, но и образа его жизни и поведения: позы и пропорции резных медведей, разная отделка их шерсти (мокрая шерсть имитируется длинными ориентированными порезками, сухая пушистая — очень мелкими короткими срезами с учетом естественного woodcarving резьба по деревунаправления их роста). Ainu свои изделия продают и довольно дорого. В Японии про этих резчиков знают все*. В России медведей в лесах полно, поэтому неудивительно, что они являются персонажами фольклора и объектами декоративно-прикладного искусства. Например, здорово режут игрушечных медведей богородские резчики. Однако этого мало. Я думаю, что неплохо бы вырезать медведей в естественном виде. Но это был бы другой центр, а пока посмотрите на медведей ainu. Перенесемся из Японии в Италию. Тот, кто был в этой стране или смотрел по телевизору передачи о ней, возможно, знает, что скульптур, разных работ из дерева там много. На севере Италии особняком в городе Ortisei развита местная оригинальная традиционная резьба по дереву, корни которой насчитывают 300 лет. Техника резьбы передается из поколения в поколение, и в настоящее время этим ремеслом занимается несколько сотен местных жителей. Работают резчики только вручную, вырезая скульптуры людей и животных как в готическом, так и в современном стиле (модерн). Лучшие мастера создали объединение UNIKA, помогающее им успешнее представлять и реализовывать свои работы, в которых гармонично соединяются особенности традиционного и современного искусства (фото 3). Но наибольшее впечатление на меня произвел размах, которого достигла индустрия резьбы по дереву в США. В этой стране легко приобрести любое необходимое дерево и инструменты, выпущено множество видеокурсов и книг по разным аспектам резьбы, даже создана целая система подготовки в этой области: есть простые резчики и мастера, а также инструкторы, которые, представьте только, гастролируя, дают уроки и семинары по всей стране. Одни резчики работают самостоятельно, другие вступают в объединения. Существуют очень серьезные клубы, членство в которых может стоить около 1000 $. Клубы различаются по виду резьбы (рельефная и др.) и изображаемого объекта (птички, трости, карикатуры, подарки к Рождеству и т.п.).
Многие резчики зачастую всю жизнь занимаются, к примеру, только птичками или розами, в совершенстве постигая анатомию выбранного объекта и добиваясь путем многократных тренировок потрясающих результатов в точном выполнении каждого элемента. Изделия иногда настолько натуралистично выглядят, что похожи просто на чучела, изготовленные таксидермистами (фото 4). Клубы входят в региональные ассоциации, как, например, «Тhе Еаstеrn Оklаhоmа Wооdcаrvеrs Аssосiаtiоn». Ассоциации устраивают встречи по обмену опытом резчиков, приглашая специалистов со всей страны и из-за рубежа. Региональные ассоциации объединяются в общенациональную организацию резчиков «Тhе Nаtiоnаl Wооd Саrvеr Аssосiаtiоn» (NWCA), которая проводит международные выставки, издает свой журнал «Сhiр Сhаts». Представитель этого журнала Becky Blackley приезжала в наш центр и призналась, что это будущее резьбы в Америке. Но как ни парадоксально, при всей развитости индустрии резьбы по дереву в Америке резные работы в массе своей, судя по материалам журнала «Сhiр Сhаts», производят впечатление любительских. Те же больные места, что и у нас. Зачастую в этих изделиях нет понимания композиции, динамики, образа жизни животного. «Все посещают классы резьбы, но мало кто ходит на уроки рисования и композиции», — так написал в своей статье Mike Nelson, один из обозревателей журнала «Сhiр Сhаts». Аналогий с нашей «Татьянкой» в Америке нет совершенно, и мы тут для них недосягаемы. *Примечание. К народным промыслам в Японии, в отличие от России, относятся просто трепетно. В Токио есть целая улица резчиков по дереву, развито производство очень хорошего инструмента, можно достичь самого лучшего. Кстати, работы ainu стоят там очень дорого. При работе над статьей были использованы материалы журнала «СНIP СНАТS».
Статья опубликована в журнале «Художественная резьба по дереву „Татьянка“ (фото в журнале другие)