Художественные возможности современного русского дерева неисчерпаемы. В силу своей доступности, многообразия выразительных возможностей дерево оказалось востребованным и приверженцами традиционной скульптуры, и сторонниками формальных направлений. Но если обратиться к истории, то мы увидим, что дерево появилось в профессиональной скульптуре не так давно — в начале XX века (если не считать мастеров, которые до этого экспериментировали с материалами, и не считать церковную скульптуру, существовавшую на ремесленном уровне).
Третьяковская галерея располагает крупнейшим собранием скульптуры в дереве русских мастеров ХХ века, которое насчитывает в настоящее время более четырехсот работ.
В 1911 году Советом Третьяковской галереи был приобретен «Старичок-полевичок» С.Т.Коненкова. Именно Коненков первым открыл новые богатейшие выразительные возможности, образные качества дерева, многообразие его художественной обработки. С деревом работали А.С.Голубкина (в 1915 году Совет галереи приобрел ее работы «Портрет А.М.Ремизова», «Портрет А.Н.Толстого» и «О, да!...») и А.Т.Матвеев (в 1922 году галерея получила такой шедевр, как «Надевающая чулок»). Этими приобретениями было продолжено собирание коллекции современной скульптуры в дереве.
В 1920-х — первой половине 1930-х годов дерево стало самым популярным материалом. Его мастерски использовали Б.Д.Королев, Б.Ю.Сандомирская, И.Г.Фрих-Хар, С.В.Кольцов, А.Н.Златовраций, В.А.Ватагин, С.Д.Эрьзя. В начале 1930-х годов была создана «Бригада скульпторов, работающих в дереве». В 1935 году в Москве обществом Всекохудожник была организована выставка «Скульптура в дереве», которая имела большое принципиальное и практическое значение. К сожалению, она не стала, как мыслили ее устроители, проводиться систематически. Затем художественная практика работы в дереве прервалась почти на тридцать лет, хотя отдельные удачные работы в этом материале появлялись и в 1940-е — 1950-е годы.
В 1960-е скульпторы снова обращаются к дереву как пластическому материалу. В это время достоянием культурной общественности и специалистов стала древнерусская скульптура. Изучение обнаруженных многочисленными археологическими экспедициями памятников деревянной пластики позволили поднять целый пласт прежде неизвестной культуры. Интерес к древним памятникам был особо значим для молодого поколения художников. Он счастливым образом совпал с возвращением в Москву после долгой эмиграции С.Т.Коненкова и знакомством с его произведениями. В 1960-е годы дерево вновь и вплоть до настоящего времени обретает статус одного из основных материалов скульптуры. В 1966 году в Париже, Москве и Ленинграде прошла выставка русской деревянной скульптуры. Большой успех имела экспозиция «Русское дерево» в Париже в 1973 году.
В собрание Галереи были приобретены работы в дереве Д.М.Шаховского, М.М.Воскресенской, М.Н.Смирнова, Т.М.Соколовой, П.М.Шимеса, А.С.Цветкова, в дальнейшем — Н.И.Жилинской, А.Г.Пологовой, А.Н.Красулина. В последние годы в коллекцию поступили произведения А.Ф.Комелина, В.И.Корнеева, А.А.Константинова, И.Ф.Блюмель, Г.А.Воронова, В.А.Епихина, В.П.Буйначева и других.
В статье использованы материалы сайта "Музеи России"
Третьяковская галерея располагает крупнейшим собранием скульптуры в дереве русских мастеров ХХ века, которое насчитывает в настоящее время более четырехсот работ.
В 1911 году Советом Третьяковской галереи был приобретен «Старичок-полевичок» С.Т.Коненкова. Именно Коненков первым открыл новые богатейшие выразительные возможности, образные качества дерева, многообразие его художественной обработки. С деревом работали А.С.Голубкина (в 1915 году Совет галереи приобрел ее работы «Портрет А.М.Ремизова», «Портрет А.Н.Толстого» и «О, да!...») и А.Т.Матвеев (в 1922 году галерея получила такой шедевр, как «Надевающая чулок»). Этими приобретениями было продолжено собирание коллекции современной скульптуры в дереве.
В 1920-х — первой половине 1930-х годов дерево стало самым популярным материалом. Его мастерски использовали Б.Д.Королев, Б.Ю.Сандомирская, И.Г.Фрих-Хар, С.В.Кольцов, А.Н.Златовраций, В.А.Ватагин, С.Д.Эрьзя. В начале 1930-х годов была создана «Бригада скульпторов, работающих в дереве». В 1935 году в Москве обществом Всекохудожник была организована выставка «Скульптура в дереве», которая имела большое принципиальное и практическое значение. К сожалению, она не стала, как мыслили ее устроители, проводиться систематически. Затем художественная практика работы в дереве прервалась почти на тридцать лет, хотя отдельные удачные работы в этом материале появлялись и в 1940-е — 1950-е годы.
В 1960-е скульпторы снова обращаются к дереву как пластическому материалу. В это время достоянием культурной общественности и специалистов стала древнерусская скульптура. Изучение обнаруженных многочисленными археологическими экспедициями памятников деревянной пластики позволили поднять целый пласт прежде неизвестной культуры. Интерес к древним памятникам был особо значим для молодого поколения художников. Он счастливым образом совпал с возвращением в Москву после долгой эмиграции С.Т.Коненкова и знакомством с его произведениями. В 1960-е годы дерево вновь и вплоть до настоящего времени обретает статус одного из основных материалов скульптуры. В 1966 году в Париже, Москве и Ленинграде прошла выставка русской деревянной скульптуры. Большой успех имела экспозиция «Русское дерево» в Париже в 1973 году.
В собрание Галереи были приобретены работы в дереве Д.М.Шаховского, М.М.Воскресенской, М.Н.Смирнова, Т.М.Соколовой, П.М.Шимеса, А.С.Цветкова, в дальнейшем — Н.И.Жилинской, А.Г.Пологовой, А.Н.Красулина. В последние годы в коллекцию поступили произведения А.Ф.Комелина, В.И.Корнеева, А.А.Константинова, И.Ф.Блюмель, Г.А.Воронова, В.А.Епихина, В.П.Буйначева и других.
В статье использованы материалы сайта "Музеи России"