Конъюнктура рынка очень быстро меняется, нужно не только делать сувениры по-своему, нетрадиционно, но и постоянно думать о будущем, о расширении ассортимента, чтобы было больше своеобразия национального, исторического, культурного. Сувениром может стать практически все!
К примеру, условные сувениры: что-то раритетное, какая-нибудь гайка от старинного автомобиля. Мотыги, колуны какой-то невообразимой формы и другие старинные вещи — тоже сувениры. Нередко бывает, что художник придумывает и делает нечто свое, самобытное, оторванное от традиционной культуры, вещицы какие-нибудь забавные, занимательные, например, обрабатывает сучки так, что они становятся похожими на всевозможные физиономии.
Возможно, вы тоже найдете свою очень и очень узкую нишу индивидуального сувенира. И на ваши вещи, оригинальные, забавные и художественные, народ будет заглядываться, а вы будете делать их легко, вдохновенно, недорого. Но все должно быть сделано на хорошем художественном уровне, профессионально вырезано. Это будет сувенир уже не страны, а художника из страны, тоже несущего, конечно, культуру своей Родины. К слову сказать, делать сувениры под культуру других стран, другого народа — нет смысла.
Но вернемся к классическому рукотворному сувениру, традиционным промыслам и видам декоративно-прикладного творчества. Сегодня о насыщении рынка именно разнообразной художественной продукцией, увы, никто не думает: гонят количество, стараясь создать нечто, что поразит покупателя. Понять можно: рынок сейчас небольшой, покупателя, особенно иностранного, мало, конкуренция высокая. Время ли задумываться о художественности, традиционности? Дешевле и дешевле, значит, и упрощение по всем направлениям, но для учебных заведений подобные изделия не образец, это вынужденность. Не художники правят бал, а перекупщики. Вряд ли удастся сломить ситуацию.
Каков эталон сувенира? Сейчас огромное количество берестяных поделок, их можно встретить везде… цены низкие, а выглядят же очень неплохо: миленькие, традиционные, национальные, хоть штамповка (потому и дешево), но, действительно, сувенир хороший. Чистенькие, на ощупь и запах приятные, легкие, прочные.
Матрешки и Гжель — тоже идеальные сувениры. Изначально русские, небольшие, аккуратные, лаконичные (можно, купив, положить в сумку и гулять по городу дальше), красивые, — в любом интерьере будут смотреться. Забавные, с блестящей поверхностью, не хрупкие (это очень важно). Выдержанная цветовая гамма, округлые, хорошенькие. Раскрученные! Традиционность — да. Современность — да. Все есть. Недорогие. Более того, настолько недорогие, что составляют серьезную конкуренцию резьбе, металлу, цены на которые гораздо выше. Но мне не по душе современно-традиционные: с Гарри Поттером и прочие, — погоня за прибылью. Конкуренция внутривидовая.
Вообще в последнее время появилась тенденция к уменьшению видов матрешек. Раньше были самые разные, не только рынок сувениров в каждой местности свой, но и по типажам были разные: купчиха, барыня, мещанка… Теперь матрешки все одинаково красивые и глянцевые, как карандаши из пачки, как девицы на конкурсе красоты. Все как будто из одной мастерской.
Так, в сущности, оно и есть: Измайловский вернисаж — это оптово-розничный рынок сувениров, куда съезжаются производители народных промыслов со всей страны, а также из Украины, Белоруссии, Дагестана и других бывших республик СССР. Есть представители Африки и Индии. В то же время ассортимента всех изготавливаемых в России изделий народных промыслов едва хватает на одну ярмарку.
Русский народный сувенир ручной работы, так называемый «Hand Made», выполненный по традиционным канонам, постепенно вытесняется «бизнес-сувениром», изготавливаемым при помощи современных технологий, что дешевле, быстрее, проще (береста, матрешки, шкатулки — изготовленные с использованием типографских способов и выжигания лазером). Штампованные вещи диктуют свои условия. Ассортимент рынка беднеет, что ведет к вытеснению дорогих, высокохудожественных изделий. Резьба, ковка становятся неконкурентоспособными. Если Гжель бьет на красивость, условность, декоративность, то резьбе следует бить на ассоциативность, художественность, контрастировать с ними в точной передаче природных форм, в совершенстве исполнения листьев, ягод, желудей, орешков.
Автор статьи — Сасыков Шамиль Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
К примеру, условные сувениры: что-то раритетное, какая-нибудь гайка от старинного автомобиля. Мотыги, колуны какой-то невообразимой формы и другие старинные вещи — тоже сувениры. Нередко бывает, что художник придумывает и делает нечто свое, самобытное, оторванное от традиционной культуры, вещицы какие-нибудь забавные, занимательные, например, обрабатывает сучки так, что они становятся похожими на всевозможные физиономии.
Возможно, вы тоже найдете свою очень и очень узкую нишу индивидуального сувенира. И на ваши вещи, оригинальные, забавные и художественные, народ будет заглядываться, а вы будете делать их легко, вдохновенно, недорого. Но все должно быть сделано на хорошем художественном уровне, профессионально вырезано. Это будет сувенир уже не страны, а художника из страны, тоже несущего, конечно, культуру своей Родины. К слову сказать, делать сувениры под культуру других стран, другого народа — нет смысла.
Но вернемся к классическому рукотворному сувениру, традиционным промыслам и видам декоративно-прикладного творчества. Сегодня о насыщении рынка именно разнообразной художественной продукцией, увы, никто не думает: гонят количество, стараясь создать нечто, что поразит покупателя. Понять можно: рынок сейчас небольшой, покупателя, особенно иностранного, мало, конкуренция высокая. Время ли задумываться о художественности, традиционности? Дешевле и дешевле, значит, и упрощение по всем направлениям, но для учебных заведений подобные изделия не образец, это вынужденность. Не художники правят бал, а перекупщики. Вряд ли удастся сломить ситуацию.
Каков эталон сувенира? Сейчас огромное количество берестяных поделок, их можно встретить везде… цены низкие, а выглядят же очень неплохо: миленькие, традиционные, национальные, хоть штамповка (потому и дешево), но, действительно, сувенир хороший. Чистенькие, на ощупь и запах приятные, легкие, прочные.
Матрешки и Гжель — тоже идеальные сувениры. Изначально русские, небольшие, аккуратные, лаконичные (можно, купив, положить в сумку и гулять по городу дальше), красивые, — в любом интерьере будут смотреться. Забавные, с блестящей поверхностью, не хрупкие (это очень важно). Выдержанная цветовая гамма, округлые, хорошенькие. Раскрученные! Традиционность — да. Современность — да. Все есть. Недорогие. Более того, настолько недорогие, что составляют серьезную конкуренцию резьбе, металлу, цены на которые гораздо выше. Но мне не по душе современно-традиционные: с Гарри Поттером и прочие, — погоня за прибылью. Конкуренция внутривидовая.
Вообще в последнее время появилась тенденция к уменьшению видов матрешек. Раньше были самые разные, не только рынок сувениров в каждой местности свой, но и по типажам были разные: купчиха, барыня, мещанка… Теперь матрешки все одинаково красивые и глянцевые, как карандаши из пачки, как девицы на конкурсе красоты. Все как будто из одной мастерской.
Так, в сущности, оно и есть: Измайловский вернисаж — это оптово-розничный рынок сувениров, куда съезжаются производители народных промыслов со всей страны, а также из Украины, Белоруссии, Дагестана и других бывших республик СССР. Есть представители Африки и Индии. В то же время ассортимента всех изготавливаемых в России изделий народных промыслов едва хватает на одну ярмарку.
Русский народный сувенир ручной работы, так называемый «Hand Made», выполненный по традиционным канонам, постепенно вытесняется «бизнес-сувениром», изготавливаемым при помощи современных технологий, что дешевле, быстрее, проще (береста, матрешки, шкатулки — изготовленные с использованием типографских способов и выжигания лазером). Штампованные вещи диктуют свои условия. Ассортимент рынка беднеет, что ведет к вытеснению дорогих, высокохудожественных изделий. Резьба, ковка становятся неконкурентоспособными. Если Гжель бьет на красивость, условность, декоративность, то резьбе следует бить на ассоциативность, художественность, контрастировать с ними в точной передаче природных форм, в совершенстве исполнения листьев, ягод, желудей, орешков.
Автор статьи — Сасыков Шамиль Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"