Во время проведения III Международного фестиваля Золотые руки мастеров на улице, недалеко от выставочного павильона, разместился целый «палаточный городок» мастеров. Навес-палатка, небольшой столик, стул и возможность подвесить свои работы при помощи крючка с веревкой — именно в таких условиях резчикам и другим умельцам приходилось представлять свои работы. Кто-то даже ставил свои изделия прямо на асфальт… И все участники фестиваля, разместившиеся на улице, надеялись только на одно — лишь бы не случился дождь.
Но и такие места на выставках, понятное дело, денег стоят. Управы, союзы мастеров, фирмы и фонды поддержки культуры выкупают места для своих представителей, тогда как частным мастерам, нигде не состоящим и ничьей помощью не заручившимся, приходится оплачивать все из собственного кармана. Иногородним умельцам это влетает в копеечку — дорога, проживание, еда, аренда места...
Но участвовать в фестивалях Игорь не отказывается — в конце концов именно благодаря таким мероприятиям удается завести новые знакомства среди резчиков, рассказать людям о резьбе, поделиться с ними мастерством, да и журналисты проявляют заинтересованность.
Примечателен тот факт, что власти Нижнего Новгорода*, где и живет Игорь Николаевич, своих мастеров поддерживают очень мало, тогда как областные структуры активно занимаются вопросами культуры и постоянно оплачивают участие умельцев в фестивалях. Вот и неравные условия для резчиков из одного и того же региона.
Да и этого, возможно, не было бы у жителей Нижегородской области, если бы не активная жизненная позиция Игоря Николаевича. Он — один из инициаторов проведения фестиваля резьбы по дереву «Тайны дерева» в Н. Новгороде.
Его идею поддержала администрация музея истории и культуры Московского района, предоставившая площадку для размещения резных работ. За 15 лет существования фестиваля в нем приняли участие резчики из многих регионов России и зарубежья. Плата за участие символическая, так что для многих мастеров это уникальная, чуть ли не единственная возможность показать широкой публике свои изделия и получить оценку искусствоведов и других резчиков.
Помимо этого при участии Игоря Николаевича был создан профсоюз нижегородских мастеров «Галерея ремесел», входящий в Российский государственный профсоюз работников культуры. Благодаря этому появилась возможность сотрудничать с администрацией области на официальном уровне.
А ведь до этого в Нижнем Новгороде, богатом талантливыми мастерами, не проводилось практически ни одного фестиваля, специализированной выставки...
Вот так один человек своим энтузиазмом сломил ситуацию, дав местному декоративно-прикладному творчеству шанс на развитие. Но даже этого, как признается Игорь Николаевич, мало — индустрия резьбы по дереву плохо развита в масштабах страны. С Америкой не сравнить...
Взять, к примеру, уроки технологии в школах (мастер не по наслышке знает эту область — сам два года обучал детей резьбе по дереву в кружке). Чему обучают? Геометрической резьбе, причем чаще всего непрофессиональной. Вот и заинтересовать резным творчеством ребят практически не удается.
За восемь учебных часов, отведенных в школьной программе резьбе, даже у талантливого паренька отбивают всякое желание развиваться в этой области, да и при желании профессиональных навыков он не разовьет.
Нужен полноценный урок художественного ремесла, сочетающий рисунок, технологию, композицию, и позволяющий выполнять товарные изделия. Кому-то из ребят, даже если они никогда больше не возьмут резец в руки, эти навыки пригодятся во взрослой жизни.
Тем более такие расширенные уроки резьбы в школах оказывают влияние на личность подростков — характер человека становится более «упорядоченным», развиваются усидчивость, внимательность, аккуратность, бережливость, умение ценить ручной труд.
Если занятия резьбой оказывают влияние на взрослого, что уж говорить о детях!
*Примечание. Кстати. Автор «Татьянки», Сасыков Шамиль, родом из деревени Турбанка Нижегородской области.
Игрушек тогда было немного, не забалуешь. Было лет 6, когда в гости к родителям пришел мужчина. Вдруг спросил: ”Хочешь, меч сделаю?” А как тут не захотеть? И через час перед мальчиком лежало холодное оружие из теплого дерева (сосновые дрова и кухонный нож сослужили службу). Игрушка практически из ниоткуда! Это событие запало глубоко в душу — и уже лет с 8-9 Игорь стал самостоятельно что-то делать мастерить вырезать из дерева.
А лет в 15 увлекся не на шутку — и с тех пор, вот уже почти три десятилетия, резьба по дереву стала неотъемлемой частью его жизни. Правда, близкие переживали, что нелегкую дорогу выбрал Игорь, ведь назвать резьбу прибыльным делом в нашей стране мало кто рискнет. Так что пришлось получать “нормальную” профессию — и выучился Игорь на слесаря-механика. Зато теперь никаких проблем с заточкой инструмента нет!(утверждает, что затачивать ножи научился сам в 7 лет)
С юных лет Игоря привлекали небольшие изделия и скульптуры, но особенно поразили японские нэцке. Тогда-то и появилась идея сочетать миниатюрную резьбу и традиционные русские образы. В полной мере это удалось реализовать в 1995 году — именно тогда Игорь Николаевич выбрал для себя технику резьбы одним резцом, даже написал небольшую обучающую брошюру (с ней можно ознакомиться, например, в Российской государственной библиотеке им. Ленина в Москве или на сайте www.tatianka.ru ).
Изделия, выполненные в этой манере, Игорь и показывает на выставках и фестивалях.
На глазах посетителей из-под резца мастера рождаются лешии, русалки, мужички, купцы. А в родном городе резчика этой технике могут обучиться многие желающие — и взрослые, и дети. Никакого собственного помещения или учебного центра у Игоря, конечно же, нет. Просто в гости приходят один раз в неделю несколько человек — и занимаются либо на улице, либо дома. Мастер показывает приемы на образце и контролирует, как каждый из учеников справляется с их выполнением. Обучение, и это в наше время редкость, бесплатное. Если у ученика есть желание — может приобрести образцы. Но для Игоря Николаевича намного важнее, чтобы из десяти человек, приходящих на занятия, хотя бы один полюбил резьбу по дереву и продолжил развиваться в этой области.
Поддержку Игорю Николаевичу оказывает семья. Жена, Мария Васильевна, тоже мастер — искусно вышивает гладью миниатюры и представляет их на выставках рядом с деревянными скульптурами мужа. Но финансово было бы трудно, если бы жена не работала учительницей начальных классов — резьба и вышивка не всегда приносят доход. Дети, Кирилл и Настя, с малых лет научились ценить ручной труд и с особой теплотой относятся к работам родителей.
Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву" № 10
Но и такие места на выставках, понятное дело, денег стоят. Управы, союзы мастеров, фирмы и фонды поддержки культуры выкупают места для своих представителей, тогда как частным мастерам, нигде не состоящим и ничьей помощью не заручившимся, приходится оплачивать все из собственного кармана. Иногородним умельцам это влетает в копеечку — дорога, проживание, еда, аренда места...
О резьбе в России сегодня
О такой нелегкой доле современного резчика по дереву поведал нам Фролов Игорь Николаевич — с ним на подобных выставках мы виделись уже несколько раз. «Финансово, — как признается мастер, — участвовать в столичных фестивалях тяжело. Хорошо, правда, что организаторы (но не всегда) идут навстречу — предоставляют скидки индивидуальным мастерам». С каждым годом найти в Москве недорогую гостиницу становится все сложнее, особенно когда большую часть доступных номеров снимают делегации мастеров.Но участвовать в фестивалях Игорь не отказывается — в конце концов именно благодаря таким мероприятиям удается завести новые знакомства среди резчиков, рассказать людям о резьбе, поделиться с ними мастерством, да и журналисты проявляют заинтересованность.
Примечателен тот факт, что власти Нижнего Новгорода*, где и живет Игорь Николаевич, своих мастеров поддерживают очень мало, тогда как областные структуры активно занимаются вопросами культуры и постоянно оплачивают участие умельцев в фестивалях. Вот и неравные условия для резчиков из одного и того же региона.
Да и этого, возможно, не было бы у жителей Нижегородской области, если бы не активная жизненная позиция Игоря Николаевича. Он — один из инициаторов проведения фестиваля резьбы по дереву «Тайны дерева» в Н. Новгороде.
Его идею поддержала администрация музея истории и культуры Московского района, предоставившая площадку для размещения резных работ. За 15 лет существования фестиваля в нем приняли участие резчики из многих регионов России и зарубежья. Плата за участие символическая, так что для многих мастеров это уникальная, чуть ли не единственная возможность показать широкой публике свои изделия и получить оценку искусствоведов и других резчиков.
Помимо этого при участии Игоря Николаевича был создан профсоюз нижегородских мастеров «Галерея ремесел», входящий в Российский государственный профсоюз работников культуры. Благодаря этому появилась возможность сотрудничать с администрацией области на официальном уровне.
А ведь до этого в Нижнем Новгороде, богатом талантливыми мастерами, не проводилось практически ни одного фестиваля, специализированной выставки...
Вот так один человек своим энтузиазмом сломил ситуацию, дав местному декоративно-прикладному творчеству шанс на развитие. Но даже этого, как признается Игорь Николаевич, мало — индустрия резьбы по дереву плохо развита в масштабах страны. С Америкой не сравнить...
Взять, к примеру, уроки технологии в школах (мастер не по наслышке знает эту область — сам два года обучал детей резьбе по дереву в кружке). Чему обучают? Геометрической резьбе, причем чаще всего непрофессиональной. Вот и заинтересовать резным творчеством ребят практически не удается.
За восемь учебных часов, отведенных в школьной программе резьбе, даже у талантливого паренька отбивают всякое желание развиваться в этой области, да и при желании профессиональных навыков он не разовьет.
Нужен полноценный урок художественного ремесла, сочетающий рисунок, технологию, композицию, и позволяющий выполнять товарные изделия. Кому-то из ребят, даже если они никогда больше не возьмут резец в руки, эти навыки пригодятся во взрослой жизни.
Тем более такие расширенные уроки резьбы в школах оказывают влияние на личность подростков — характер человека становится более «упорядоченным», развиваются усидчивость, внимательность, аккуратность, бережливость, умение ценить ручной труд.
Если занятия резьбой оказывают влияние на взрослого, что уж говорить о детях!
*Примечание. Кстати. Автор «Татьянки», Сасыков Шамиль, родом из деревени Турбанка Нижегородской области.
Техника одного резца И. Фролова
Самого Игоря Николаевича к резному творчеству влекло с детства.Игрушек тогда было немного, не забалуешь. Было лет 6, когда в гости к родителям пришел мужчина. Вдруг спросил: ”Хочешь, меч сделаю?” А как тут не захотеть? И через час перед мальчиком лежало холодное оружие из теплого дерева (сосновые дрова и кухонный нож сослужили службу). Игрушка практически из ниоткуда! Это событие запало глубоко в душу — и уже лет с 8-9 Игорь стал самостоятельно что-то делать мастерить вырезать из дерева.
А лет в 15 увлекся не на шутку — и с тех пор, вот уже почти три десятилетия, резьба по дереву стала неотъемлемой частью его жизни. Правда, близкие переживали, что нелегкую дорогу выбрал Игорь, ведь назвать резьбу прибыльным делом в нашей стране мало кто рискнет. Так что пришлось получать “нормальную” профессию — и выучился Игорь на слесаря-механика. Зато теперь никаких проблем с заточкой инструмента нет!(утверждает, что затачивать ножи научился сам в 7 лет)
С юных лет Игоря привлекали небольшие изделия и скульптуры, но особенно поразили японские нэцке. Тогда-то и появилась идея сочетать миниатюрную резьбу и традиционные русские образы. В полной мере это удалось реализовать в 1995 году — именно тогда Игорь Николаевич выбрал для себя технику резьбы одним резцом, даже написал небольшую обучающую брошюру (с ней можно ознакомиться, например, в Российской государственной библиотеке им. Ленина в Москве или на сайте www.tatianka.ru ).
Изделия, выполненные в этой манере, Игорь и показывает на выставках и фестивалях.
На глазах посетителей из-под резца мастера рождаются лешии, русалки, мужички, купцы. А в родном городе резчика этой технике могут обучиться многие желающие — и взрослые, и дети. Никакого собственного помещения или учебного центра у Игоря, конечно же, нет. Просто в гости приходят один раз в неделю несколько человек — и занимаются либо на улице, либо дома. Мастер показывает приемы на образце и контролирует, как каждый из учеников справляется с их выполнением. Обучение, и это в наше время редкость, бесплатное. Если у ученика есть желание — может приобрести образцы. Но для Игоря Николаевича намного важнее, чтобы из десяти человек, приходящих на занятия, хотя бы один полюбил резьбу по дереву и продолжил развиваться в этой области.
Поддержку Игорю Николаевичу оказывает семья. Жена, Мария Васильевна, тоже мастер — искусно вышивает гладью миниатюры и представляет их на выставках рядом с деревянными скульптурами мужа. Но финансово было бы трудно, если бы жена не работала учительницей начальных классов — резьба и вышивка не всегда приносят доход. Дети, Кирилл и Настя, с малых лет научились ценить ручной труд и с особой теплотой относятся к работам родителей.
Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву" № 10