Резьба по дереву - удивительный вид искусства. Она объединяет мастеров, работающих в самых разных техниках и стилях, в своей индивидуальной манере, создающих как декоративные предметы, ремесленные поделки, так и настоящие художественные произведения изобразительного искусства. К последним можно отнести и необыкновенные панно российского резчика-художника Николая Пирязева.
Его скульптуры - настоящие объемные полотна, детализация и проработка которых поражает, завораживает и даже приводит в смятение. Неужели это сделано из дерева? Вручную? И ничего не приклеено? Да, все именно так.
Николай Пирязев - один из лучших мастеров в технике резьбы по дереву "Татьянка", созданной Шамилем Сасыковым в начале 1990-х годов. Начав свое обучение у самого основателя стиля в 2000-х годах, Николай нашел свое призвание, в котором он совершенствуется и по сей день.
Термин гиперреализм наилучшим образом отражает характер его изделий, стремящихся отразить максимально реалистично красоту, гармоничность и сложность природы. Если обратиться к словарям, то гиперреализм - термин, возникший в 70-х годах прошлого века и обозначающий течение в современном искусстве, направленное на создание убедительной иллюзии реальности, когда художник буквально имитирует настоящие предметы, порождая тем самым новое ощущение реальности, позволяя разглядеть мельчайшие детали, недоступные невооруженному взгляду.
Каждая из работ Николая Пирязева - зарисовка из мира природы, своеобразный "микрокосмос", воссозданный на доске: застывшая жизнь, где среди переплетающихся листьев и веток деревьев, кустарников, травы и цветов можно разглядеть бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков, муравьев, улиток, лягушек, ящериц и змей…
Они кажутся живыми и замершими лишь на мгновение. Достигается этот эффект несколькими приемами: все детали композиции взаимодействуют, сохраняется разнообразие естественных форм, а расположение насекомых на нескольких уровнях и в разных частях позволяет не только воссоздать природную многоярусность, но и придать динамизм сцене.
Важный этап - продумывание и составление композиции, при котором необходимо учесть не только сюжетность и гармоничность будущего изделия, но и непосредственно техническую сложность и особенность выполнения резьбы. Ну и какая композиция без рисунка, многочисленных эскизов и набросков от руки?
Много времени занимает и изучение будущих элементов: вырезать тот же одуванчик, который мы с вами за жизнь видели не один десяток раз, просто так по памяти не получится. Необходимо найти фото, причем максимально детальные, с разных сторон - и листьев, и соцветий, и "парашютиков". Лучшее решение - сфотографировать самому настоящий одуванчик, разглядеть его во всех мелочах, повертеть в руках. К тому же это будет отличным подспорьем при проработке отдельных элементов в пластилине, что позволяет увидеть будущую работу в объеме, уточнить композицию и технику резьбы.
Всему этому Николай Пирязев научился под руководством Шамиля Сасыкова в авторском центре "Татьянка", придя некогда на курсы резьбы по дереву для всех желающих, которые действуют и сегодня. Начиная с первых простых орнаментов, ученики осваивают приемы обработки дерева и технику работы инструментом, которые становятся все сложнее и сложнее по мере обучения. Так плоскорельефный узор сменяется многоуровневым, многосложным; из декоративного развивается природный и максимально реалистичный. Но принцип построения композиций остается все тем же - это стиль резьбы "без пробелов": в природе нет пустых мест, за одним листом скрывается другой, так и в "Татьянке" элементы прячутся друг за другом, развиваются во взаимодействии. И любой "плоский" вариант рисунка в можно развести на несколько уровней, создав тем самым сложный, многоярусный узор.
Как и предусматривает технология "Татьянки", работы данного цикла сделаны из единого массива дерева. Все мельчайшие детали, тончайшие сосновые иголки, буквально просвечивающие на свет лепестки не наложены, не приклеены, а вырезаны вместе со всеми остальными элементами из одной и той же доски толщиной 5-15 см. Возможно это благодаря не только особым приемам резьбы, но и используемому инструменту и выбранному материалу. Эти изделия, как и большинство работ в "Татьянке", выполнены из липы. Ее мягкая, пластичная древесина давно зарекомендовала себя как один из лучших материалов для создания тонкого резного декора.
Важен и инструмент: Николай Пирязев работает профессиональными резцами "Татьянка" для мягких пород дерева. Большое разнообразие форм (в данной линейке порядка 300 видов) позволяет выбрать резец, наилучшим образом адаптированный под ту или иную задачу: прямые, изогнутые, клюкарзы полукруглые, плоские, скобчатые, обратные, косые, тонкие и широкие ножи. Тем же инструментом вырезаны и все остальные изделия из нашего музея, которые вы можете посмотреть в Галерее на сайте. Одни и те же стамески и резаки позволяют создавать резьбу самого разного уровня, и потому мы используем их же при обучении, рекомендуем начинающим резчикам и уже опытным мастерам.
Увидеть изделия Николая Пирязева вживую можно в музее "Татьянка", постоянно действующем при школе. Все они - своего рода подготовительные работы к масштабному резному полотну, над которым мастер-художник работает с перерывами вот уже 15 лет. Размер панно - 61х138 см. Основная детализация была выполнена за последние 5 лет. Хотя панно и не завершено, но уже сегодня в нем можно разглядеть будущее произведение резьбы по дереву как вида искусства.
Больше интересных работ - в нашей Галерее.
Подписывайтесь на наши профили в социальных статьях, чтобы не пропустить новые статьи и интересные материалы о резьбе по дереву.
Его скульптуры - настоящие объемные полотна, детализация и проработка которых поражает, завораживает и даже приводит в смятение. Неужели это сделано из дерева? Вручную? И ничего не приклеено? Да, все именно так.
Николай Пирязев - один из лучших мастеров в технике резьбы по дереву "Татьянка", созданной Шамилем Сасыковым в начале 1990-х годов. Начав свое обучение у самого основателя стиля в 2000-х годах, Николай нашел свое призвание, в котором он совершенствуется и по сей день.
Термин гиперреализм наилучшим образом отражает характер его изделий, стремящихся отразить максимально реалистично красоту, гармоничность и сложность природы. Если обратиться к словарям, то гиперреализм - термин, возникший в 70-х годах прошлого века и обозначающий течение в современном искусстве, направленное на создание убедительной иллюзии реальности, когда художник буквально имитирует настоящие предметы, порождая тем самым новое ощущение реальности, позволяя разглядеть мельчайшие детали, недоступные невооруженному взгляду.
Каждая из работ Николая Пирязева - зарисовка из мира природы, своеобразный "микрокосмос", воссозданный на доске: застывшая жизнь, где среди переплетающихся листьев и веток деревьев, кустарников, травы и цветов можно разглядеть бабочек, стрекоз, кузнечиков, жуков, муравьев, улиток, лягушек, ящериц и змей…
Они кажутся живыми и замершими лишь на мгновение. Достигается этот эффект несколькими приемами: все детали композиции взаимодействуют, сохраняется разнообразие естественных форм, а расположение насекомых на нескольких уровнях и в разных частях позволяет не только воссоздать природную многоярусность, но и придать динамизм сцене.
Как это сделано
Создание одного такого изделия занимает не меньше года, причем самому процессу резьбы предшествует длительный процесс подготовки. Сюда входит и поиск вдохновения - в фотографиях, живописи, да просто на лужайке во дворе или в соседнем парке.Важный этап - продумывание и составление композиции, при котором необходимо учесть не только сюжетность и гармоничность будущего изделия, но и непосредственно техническую сложность и особенность выполнения резьбы. Ну и какая композиция без рисунка, многочисленных эскизов и набросков от руки?
Много времени занимает и изучение будущих элементов: вырезать тот же одуванчик, который мы с вами за жизнь видели не один десяток раз, просто так по памяти не получится. Необходимо найти фото, причем максимально детальные, с разных сторон - и листьев, и соцветий, и "парашютиков". Лучшее решение - сфотографировать самому настоящий одуванчик, разглядеть его во всех мелочах, повертеть в руках. К тому же это будет отличным подспорьем при проработке отдельных элементов в пластилине, что позволяет увидеть будущую работу в объеме, уточнить композицию и технику резьбы.
Всему этому Николай Пирязев научился под руководством Шамиля Сасыкова в авторском центре "Татьянка", придя некогда на курсы резьбы по дереву для всех желающих, которые действуют и сегодня. Начиная с первых простых орнаментов, ученики осваивают приемы обработки дерева и технику работы инструментом, которые становятся все сложнее и сложнее по мере обучения. Так плоскорельефный узор сменяется многоуровневым, многосложным; из декоративного развивается природный и максимально реалистичный. Но принцип построения композиций остается все тем же - это стиль резьбы "без пробелов": в природе нет пустых мест, за одним листом скрывается другой, так и в "Татьянке" элементы прячутся друг за другом, развиваются во взаимодействии. И любой "плоский" вариант рисунка в можно развести на несколько уровней, создав тем самым сложный, многоярусный узор.
Как и предусматривает технология "Татьянки", работы данного цикла сделаны из единого массива дерева. Все мельчайшие детали, тончайшие сосновые иголки, буквально просвечивающие на свет лепестки не наложены, не приклеены, а вырезаны вместе со всеми остальными элементами из одной и той же доски толщиной 5-15 см. Возможно это благодаря не только особым приемам резьбы, но и используемому инструменту и выбранному материалу. Эти изделия, как и большинство работ в "Татьянке", выполнены из липы. Ее мягкая, пластичная древесина давно зарекомендовала себя как один из лучших материалов для создания тонкого резного декора.
Важен и инструмент: Николай Пирязев работает профессиональными резцами "Татьянка" для мягких пород дерева. Большое разнообразие форм (в данной линейке порядка 300 видов) позволяет выбрать резец, наилучшим образом адаптированный под ту или иную задачу: прямые, изогнутые, клюкарзы полукруглые, плоские, скобчатые, обратные, косые, тонкие и широкие ножи. Тем же инструментом вырезаны и все остальные изделия из нашего музея, которые вы можете посмотреть в Галерее на сайте. Одни и те же стамески и резаки позволяют создавать резьбу самого разного уровня, и потому мы используем их же при обучении, рекомендуем начинающим резчикам и уже опытным мастерам.
Увидеть изделия Николая Пирязева вживую можно в музее "Татьянка", постоянно действующем при школе. Все они - своего рода подготовительные работы к масштабному резному полотну, над которым мастер-художник работает с перерывами вот уже 15 лет. Размер панно - 61х138 см. Основная детализация была выполнена за последние 5 лет. Хотя панно и не завершено, но уже сегодня в нем можно разглядеть будущее произведение резьбы по дереву как вида искусства.
Больше интересных работ - в нашей Галерее.
Подписывайтесь на наши профили в социальных статьях, чтобы не пропустить новые статьи и интересные материалы о резьбе по дереву.