Резьба по дереву, в отличие от рисования, лепки и даже чеканки, требует приложения физических усилий. Размер их зависит от вида резьбы и свойств дерева (твердости, плотности и влажности). При выполнении мелкой резьбы в основном работают кисти рук и пальцы. При этом прилагаемое физическое усилие для всего организма небольшое, но для рук и пальцев — значительное. В то же время большие по размеру элементы резьбы вовлекают в работу другие мышцы рук и даже всего тела. Например, при выполнении резьбы на шкатулке резчик, работая в своем авторитме и авторежиме, затрачивает определенные физические усилия на продвижение стамески при срезании стружки и на удержание в руках изделия. В этом, естественно, участвует все тело: оно, поддерживая руки, напрягается, ноги упираются в пол, дыхание обычно затаивается. Потом происходит расслабление, вдох и опять… Все совершается в естественном режиме: вдох, напряжение, выдох, и затем снова, — ритм устанавливается подсознательно.
Фактически, это слабое физическое напряжение и незаметная работа тела, на что человек обычно даже не обращает внимания. Но все же они есть, и, занимаясь резьбой несколько часов подряд, напрягаясь и расслабляясь, организм человека испытывает значительную, хоть и дозированную, физическую и эмоциональную нагрузку. Это особенно важно для людей, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем. Занятия резьбой могут быть для них своего рода физической реабилитацией. В целом, организм, подвергаясь физической нагрузке, естественно, крепнет. Но главное в занятиях изобразительным творчеством — это то, что в работу включается правое полушарие мозга.
До совсем недавнего времени преобладало мнение, что левое полушарие развито в большей степени, чем правое. Речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей располагаются главным образом в левом полушарии. Но сегодня ученые все больше и больше сходятся во мнении, что существуют два режима мышления: вербальный, за который отвечает левое полушарие мозга, и невербальный (за него отвечает правое полушарие). Правое полушарие, по-видимому, работает синтезатором входящей информации, а левое — в логически-аналитическом режиме.
Джерри Леви в своей работе «Психобиологические следствия двусторонней асимметрии» писал: «Левое полушарие анализирует время, в то время как правое полушарие синтезирует пространство».
Левостороннее мышление доминирует в жизни человека. Правое полушарие мозга — мечтатель, мастеровой, фантазер, художник, изобретатель, архитектор — в нашей школьной системе образования не получает должного развития. В учебных заведениях, в вузах преобладает вербально-аналитический технологический режим культуры, включающий в себя формирование навыков чтения, письма, счета. Очень мало внимания уделяется развитию у школьников воображения, наблюдательности, пространственного мышления, творчества, интуиции, изобретательности. В то же время, вряд ли найдется кто-либо не ценящий эти способности, навыки, крайне необходимые в жизни.
Уроки «Татьянки» как изобразительного искусства, резьбы по дереву являются хорошей тренировкой для всестороннего развития личности и могут тем самым восполнить недостатки в образовательных программах. Поскольку, вследствие функциональной ассиметрии, левое полушарие отвечает за осязание правой руки и логику, а правое — за зрительно-пространственные образы, творческое мышление, воображение, восприятие живописи, рисунка, скульптуры, то ребенок получает навыки и доступ к той части разума, которая способствует формированию творческой, интуитивной мысли, а соответственно, приобретает и способность мыслить более творчески и в других областях жизни.
У каждого человека есть еще неиспользованный потенциал. И кто знает, кем вы станете, если будете развиваться в новой среде, где вы еще не использовали свои скрытые способности и возможности!
Фактически, это слабое физическое напряжение и незаметная работа тела, на что человек обычно даже не обращает внимания. Но все же они есть, и, занимаясь резьбой несколько часов подряд, напрягаясь и расслабляясь, организм человека испытывает значительную, хоть и дозированную, физическую и эмоциональную нагрузку. Это особенно важно для людей, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем. Занятия резьбой могут быть для них своего рода физической реабилитацией. В целом, организм, подвергаясь физической нагрузке, естественно, крепнет. Но главное в занятиях изобразительным творчеством — это то, что в работу включается правое полушарие мозга.
До совсем недавнего времени преобладало мнение, что левое полушарие развито в большей степени, чем правое. Речевая функция и связанные с ней способности у большинства людей располагаются главным образом в левом полушарии. Но сегодня ученые все больше и больше сходятся во мнении, что существуют два режима мышления: вербальный, за который отвечает левое полушарие мозга, и невербальный (за него отвечает правое полушарие). Правое полушарие, по-видимому, работает синтезатором входящей информации, а левое — в логически-аналитическом режиме.
Джерри Леви в своей работе «Психобиологические следствия двусторонней асимметрии» писал: «Левое полушарие анализирует время, в то время как правое полушарие синтезирует пространство».
Левостороннее мышление доминирует в жизни человека. Правое полушарие мозга — мечтатель, мастеровой, фантазер, художник, изобретатель, архитектор — в нашей школьной системе образования не получает должного развития. В учебных заведениях, в вузах преобладает вербально-аналитический технологический режим культуры, включающий в себя формирование навыков чтения, письма, счета. Очень мало внимания уделяется развитию у школьников воображения, наблюдательности, пространственного мышления, творчества, интуиции, изобретательности. В то же время, вряд ли найдется кто-либо не ценящий эти способности, навыки, крайне необходимые в жизни.
Уроки «Татьянки» как изобразительного искусства, резьбы по дереву являются хорошей тренировкой для всестороннего развития личности и могут тем самым восполнить недостатки в образовательных программах. Поскольку, вследствие функциональной ассиметрии, левое полушарие отвечает за осязание правой руки и логику, а правое — за зрительно-пространственные образы, творческое мышление, воображение, восприятие живописи, рисунка, скульптуры, то ребенок получает навыки и доступ к той части разума, которая способствует формированию творческой, интуитивной мысли, а соответственно, приобретает и способность мыслить более творчески и в других областях жизни.
У каждого человека есть еще неиспользованный потенциал. И кто знает, кем вы станете, если будете развиваться в новой среде, где вы еще не использовали свои скрытые способности и возможности!