В России по известным причинам мастерство резчика по дереву остановилось, преемственность поколений и бережное отношение к традициям исчезли… исчезло все, были сплошные дсп-шные шкафы, безликая мебель, стандартные стенки.
А в Англии, Франции, Италии эта связь времен не нарушалась, искусство резьбы по дереву продолжало обогощаться, не стиснутое никакими рамками. Осваивались новые материалы, совершенствовались профессиональные навыки, сохранялись старинные технологии, а отношение к инструменту стало «изощренным», как никогда.
В некоторой степени, на мой взгляд, это и вредит европейским мастерам. Потому что проблематично держать инструмент всегда не то что идеально заточенным (заточенный, естественно, он должен быть идеально всегда), а совершенным и выверенным в плане конфигурации. В процессе работы все время правишь: работаешь — правишь, работаешь — правишь… И некогда следить за тем, чтобы все эти уголки постоянно выдерживались.
Для тамошних мастеров это не вызывает особенных затруднений, возможно, потому, что инструмента у них достаточно много, работают они не спеша и используют в основном твердые породы древесины. Да, последнее наиболее важно — такой материал очень требователен к геометрии резца. А в резьбе «Татьянка», например, это не столь важно — иногда даже очень острые углы несколько мешают при срезании: инструмент должен «скользить» практически внутри дерева, а острый угол будет все время цеплять и резать лишнее.
Но, с другой стороны, если у вас есть время, камни разной зернистости (800, 1000 — немыслимых каких-то параметров)… То почему бы и не попробовать последовать примеру мастеров Западной Европы?
(иллюстрация американской статьи, перевод которой как-нибудь опубликуем на сайте; любопытна сама картинка — кажется, что резчик уже успел оттяпать себе несколько пальцев)
А я от этого воздержусь. Вообще-то, честно говоря, я на камне стамески никогда и не правлю, потому что достаточно одного мотора, войлочного круга, немножечко пасты гои (перебарщивать нельзя) и умения. Быстро правится, и быстро режется. Естественно, при такой интенсивной работе инструмента лезвие потоянно изменяется — словно живое — и снашивается, как обувь… Пусть и грубое сравнение, зато самое точное. Ведь ботинки не просто стаптываются — они приспосабливаются под ногу человека, под его манеру ходьбы. Каждая пара обуви индивидуальна. Так и инструмент у каждого человека свой, неповторимый. Бывает, взглянешь на резец и думаешь: «Кошмар! Как же это он таким режет?»… Но ведь режет же...
Размышления частично опубликованы в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
А в Англии, Франции, Италии эта связь времен не нарушалась, искусство резьбы по дереву продолжало обогощаться, не стиснутое никакими рамками. Осваивались новые материалы, совершенствовались профессиональные навыки, сохранялись старинные технологии, а отношение к инструменту стало «изощренным», как никогда.
В некоторой степени, на мой взгляд, это и вредит европейским мастерам. Потому что проблематично держать инструмент всегда не то что идеально заточенным (заточенный, естественно, он должен быть идеально всегда), а совершенным и выверенным в плане конфигурации. В процессе работы все время правишь: работаешь — правишь, работаешь — правишь… И некогда следить за тем, чтобы все эти уголки постоянно выдерживались.
Для тамошних мастеров это не вызывает особенных затруднений, возможно, потому, что инструмента у них достаточно много, работают они не спеша и используют в основном твердые породы древесины. Да, последнее наиболее важно — такой материал очень требователен к геометрии резца. А в резьбе «Татьянка», например, это не столь важно — иногда даже очень острые углы несколько мешают при срезании: инструмент должен «скользить» практически внутри дерева, а острый угол будет все время цеплять и резать лишнее.
Но, с другой стороны, если у вас есть время, камни разной зернистости (800, 1000 — немыслимых каких-то параметров)… То почему бы и не попробовать последовать примеру мастеров Западной Европы?
(иллюстрация американской статьи, перевод которой как-нибудь опубликуем на сайте; любопытна сама картинка — кажется, что резчик уже успел оттяпать себе несколько пальцев)
А я от этого воздержусь. Вообще-то, честно говоря, я на камне стамески никогда и не правлю, потому что достаточно одного мотора, войлочного круга, немножечко пасты гои (перебарщивать нельзя) и умения. Быстро правится, и быстро режется. Естественно, при такой интенсивной работе инструмента лезвие потоянно изменяется — словно живое — и снашивается, как обувь… Пусть и грубое сравнение, зато самое точное. Ведь ботинки не просто стаптываются — они приспосабливаются под ногу человека, под его манеру ходьбы. Каждая пара обуви индивидуальна. Так и инструмент у каждого человека свой, неповторимый. Бывает, взглянешь на резец и думаешь: «Кошмар! Как же это он таким режет?»… Но ведь режет же...
Размышления частично опубликованы в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"